АЭРОДРОМ

КОЛЕЖМА

1941-

1944

    Photo of the day

    0

Воспоминания Корниенко И.А.

// Опубликовано: 3.05.2015 // Просмотров: 758

Уважаемый, Николай Михайлович!

Я получил Ваше письмо и охотно расскажу все, что знаю и помню о боевых делах 80 БАП. Начальником штаба которого я был с лета 1942 г. и по май 1948 г. Командовал полком гвардии подполковник Стариков Г.П. Заместитель по политчасти майор Насонов Л.И.
comand2
Задача эта не легкая, т.к. прошло столько лет, и многие события из жизни и деятельности личного состава полка уходят из пямяти. 80 БАП – прошел славный боевой путь, участвовал в двух войнах.
До 1939 г. базировался на аэродроме острова Ягодник (близ Архангельска), участвовал в войне с белофиннами 1939-40 гг. За успешные боевые действия награжден орденом «Красного знамени» и стал называться «Краснознамённым». До начала Великой Отечественной войны, насколько мне помнится из рассказов сослуживцев, также базировался на аэродроме Ягодник. Занимался учебно-боевой подготовкой личного состава. Был вооружен самолетами СБ.
С первых дней Великой Отечественной войны 80 БАКП в составе 2-х эскадрилий, вооруженных самолетами СБ, вошел в состав 7 Воздушной армии Карельского фронта, базировался на аэродроме Колежма. Вел активную работу, нанося удары по аэродромам, арпозициям, резервам и др. объектам противника и вел разведку. Боевые действия велись с основного аэродрома Колежма и аэродромом Подужемье, Африканда, Мончегорск, Кица, Шонгуй, Мурмаши. Уже зимой 1942-43 гг. вследствие боевых потерь в полку оставалось несколько самолетов СБ, которые использовались для ведения разведки противника ночью, и тренировки прибывающего молодого пополнения летного состава.
Был получен приказ о перевооружении полка на самолеты ПЕ-2 (пикирующие бомбардировщики). С этой целью была сформирована группа летного состава для обучения в качестве инструкторов, в г. Казань. Эта группа во главе с командиром 1 эскадрильи майором Петровым К.К. была обучена на самолете ПЕ-2, получила эти самолеты на заводе и перегнала их на аэродром Колежма, где в соответствии с составленным планом полк приступил к переучиванию всего летного и технического состава.
Обстановка на фронте требовала авиационной поддержки наземных войск. Надо было интенсивно вести подготовку личного состава. Как Вам известно погода в Карелии не балует авиацию. Использовали все погодные возможности. Летный состав по мере освоения самолета ПЕ-2 привлекался ведения боевых заданий, действуя по аэродромам, сосредоточениям войск и техники, складов и др. объектам противника.
По мере поступления от промышленности самолетов ПЕ-2 и их освоения летно-техническим составом, была сформирована 3-я эскадрилья, командовал ею Герой Советского Союза майор Высоцкий П.И. (погиб в авиационной катастрофе после войны). До мая месяца 1944 года 80 БАКП, в составе трех эскадрилий, вел боевую работу с аэродрома Колежма и других аэродромов Карельского фронта, нанося бомбовые удары в горизонтальном полете и пикировании.
В конце мая месяца 1944 года полк по приказу командования в полном составе и батальоном аэродромного обслуживания, был перебазирован на аэродром Сарожа (в районе г. Тихвин) для участия в наступательной операции войск левого крыла Карельского фронта в районе Лодейное Поле. В ходе этой операции полк действовал с аэродрома Сарожа, Шугозеро, Лодейное Поле, во взаимодействии с другими авиачастями, обеспечивал форсирование р. Свирь наземными войсками в районе Лодейное Поле, нанося удары по укрепленным пунктам, резервам и коммуникациям противника, взаимодействуя с кораблями Ладожской военной флотилии, наносил удары по артпозициям, войскам и технике отходящего на север противника.
По завершению Свирской наступательной операции, где-то в конце сентября месяца 1944 г., полк вновь перебазирован на север Карельского фронта на аэродром Кица – и в полном составе участвовал в Петсамо-Киркенеской наступательной операции войск Карельского фронта, в результате которой была разгромлена 20-я немецко-фашистская армия, полностью было освобождено все Советское Заполярье и г. Петсамо. В этой операции полк с аэродромов: Кица и Шонгуй успешно действовал по артпозициям, резервам и колоннам отходящего противника в направлении гор. Киркенес (северная Норвегия) За успешные боевые действия в операции полку присвоено наименование «Киркенеский», и впредь он стал именоваться: 80-й Бомбардировочный Авиационный Киркенеский Краснознаменный полк.
По завершении боевых операций на севере в конце 1944 г. 80 БАККП, был перебазирован на аэродром в г. Ярославле. Была поставлена новая задача: из наиболее подготовленного летного состава была создана группа, которая перегоняла самолеты ПЕ-2 из г. Казань на аэродромы Дальнего Востока, где готовилась операция по разгрому милитаристской Японии в Северо-Восточном Китае. Эта задача была успешно выполнена. Остальной личный состав полка занимался учебно-боевой подготовкой.
День Победы 9 мая 1945 г. мы встретили в г. Ярославле. В конце 1945 г. полк с аэродрома Ярославль перебазирован на аэродром Гатчина Ленинградской области и вошел в состав 276 БАД, где примерно до июня 1946 г. занимался учебно-боевой подготовкой и в июле-августе 1946 г. 276 БАД в полном составе (в т.ч. и 80 БАККП) перебазирована на аэродром Черняховск Калининградской области. До конца 1948 г. полк базировался на аэродроме Черняховск, это мне точно известно, а дальше через какое-то время был перебазирован опять на север на аэродром Обозерская, какое-то время там просуществовал и был расформирован. Точная дата мне неизвестна. Вот таков в весьма кратком изложении боевой путь родного полка.
Было много успешных боевых вылетов полка, были и боевые потери в личном составе и материальной части, было много награждений личного состава – представителей этого славного, спаянного единой целью коллектива. Но всего этого не припомнишь, Николай Михайлович – если этим очень кратким изложением боевого пути полка, в какой-то мере я ответил на Ваш вопрос в письме, то я буду очень рад. Благодарю Вас за приглашение прибыть в Колежму на празднование Победы, вряд это осуществиться в этом году.
О 118 разведэскадрилье Вам расскажет т. Стариков Вы с ним спишитесь, до прихода в 80 полк Стариков командовал этой эскадрильей, он должен знать. Никаких данных о захороненных в Колежме воинах 80 полка у меня нет, т.к. они видимо погибли до моего прибытия в полк. Где-то в Киеве проживает т. Тарасевич бывший командир 80 БАП…



Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *