Воспоминания П.А. Рубанова о Николае Статкевиче, опубликованные в газете Хакасия
// Опубликовано: 21.05.2017 // Просмотров: 1576
– Напомню, что аэроклуб в Черногорске открылся в 1936 году. Николай был тогда командиром тренировочного отряда. Я многому у него научился, будучи вначале курсантом, а затем летчиком-инструктором. Это был спокойный, уравновешенный, хорошо знавший и очень любивший свою профессию человек.
Осенью 1941-го мы в составе 679-го авиаполка, сформированного из летчиков Ачинского, Красноярского и Черногорского аэроклубов, отбыли на фронт. Защищали Москву. В начале 1942-го полк перевели на Карельский фронт. Часть лётчиков, в том числе меня и Николая, направили во вновь формирующийся 828-й штурмовой авиаполк. Его командиром был назначен Герой Советского Союза Митрофан Петрович Краснолуцкий. Перед полком стояла задача — удерживать железную дорогу Ленинград — Петрозаводск — Мурманск, по которой шёл поток грузов из стран антигитлеровской коалиции.
Летать на боевые задания приходилось часто. И наше лётное мастерство день ото дня росло. За успешное выполнение заданий командования 23 июня 1942 года Николай был награждён орденом Красного Знамени.
В декабре 1942-го в полк поступили новые самолёты Ил-2. Ответственным за их освоение был назначен Николай Статкевич. Вот как писал об этом в наградном листе на представление Николая ко второму ордену Красного Знамени командир полка:
«…Будучи зам. командира эскадрильи, он же штурман, с переходом на новую материальную часть т. Статкевич в самый кратчайший срок отлично изучил и овладел самолётом Ил-2.
В марте 1943 г. выдвинут на должность командира эскадрильи. За это время напряжённо и умело поработал с молодым лётным составом по освоению новой материальной части. В этом явилась большая заслуга т. Статкевича. Его эскадрилья первой приступила к выполнению боевой работы. С первых боевых вылетов с аэродрома Сегежа на новой материальной части с молодым лётным составом т. Статкевич на деле завоёвывает боевую славу полка.
При выполнении боевой работы т. Статкевич особенно отличился: 3.5.43 г. лично сам в районе разъезда Уница вывел из строя паровоз и несколько вагонов, пушечным огнём обстрелял 10 лагерных палаток с живой силой и до 10 автомашин противника; 10.5.43 г. под его вождением штурмовики пушечным огнём обстреляли посёлок Лобная Губа и 5 автомашин с живой силой противника, вывели из строя одну батарею; 22.5.43 г. под его вождением группой штурмовиков в районе Капесельги прямым попаданием бомб взорвано ж.д. полотно и подорван склад противника. Все боевые вылеты имеют хорошие результаты и подтверждены экипажами сопровождающих истребителей и фотоснимками. На практической боевой работе т. Статкевич учит молодой лётный состав, все замеченные недостатки устраняет на месте. За отличное выполнение боевых заданий командования в борьбе с германским фашизмом Статкевич Николай Игнатьевич достоин правительственной награды — ордена Красного Знамени. Командир 828 ШАП Герой Советского Союза гвардии майор Краснолуцкий. 22.5.43 г.»
21 июня началась Свирско-Петрозаводская операция. Её цель — сокрушить мощную глубокоэшелонированную оборону противника, которая проходила по берегу реки Свири между Ладожским и Онежским озёрами. И главная задача авиации — всеми силами и средствами помогать нашим наступающим войскам. Шли тяжёлые бои. 23 июня четвёрка Ил-2 во главе со штурманом полка капитаном Николаем Статкевичем обнаружила на железной дороге состав, на котором противник спешно подбрасывал подкрепление. Николай подал ведомым команду разомкнуться, первым шёл в атаку и вывел из строя паровоз. В результате сделанных заходов состав был полностью уничтожен. Я со своей эскадрильей тоже много раз вылетал на уничтожение живой силы и техники врага. К 9 августа операция закончилась полной победой советских войск. Нашей дивизии и полку было присвоено почётное наименование Свирских. Многие из нас были награждены орденами и медалями. Николая Статкевича командир полка представил к ордену Александра Невского.
В наградном листе говорилось: «Тов. Статкевич за время Отечественной войны в боях с германским фашизмом проявил себя стойким и мужественным защитником Родины. Совершил 57 боевых вылетов. В феврале 1944 г. т. Статкевич выдвинут на должность штурмана полка. С этого времени он проделал большую работу с лётным составом по штурманской подготовке. Тов. Статкевич умело воспитывает подчинённых, неустанно крепит воинскую дисциплину и выращивает молодые кадры.
За умелое командование подразделением в бою, которое обеспечивало успешные действия наших войск, а также лично проявленные отвагу и мужество тов. Статкевич достоин правительственной награды — ордена Александра Невского. Командир 828 штурмового авиаполка майор Гончаров». Командир 260-й авиадивизии гвардии полковник Калугин согласился с представлением командира полка и написал: «Достоин правительственной награды — ордена Александра Невского».
Николай был заместителем командира и штурманом полка. Мы все очень уважали его.
К ноябрю 1944 года Заполярье было освобождено, и нашу дивизию (а вместе с нею и полк) передали Второму Белорусскому фронту, которым командовал маршал Рокоссовский. К великому сожалению, тогда мне пришлось расстаться с моими черногорскими друзьями. Павел Усачёв был назначен командиром 17-го гвардейского штурмового авиаполка, а Николай Статкевич переведён в штаб дивизии.
Так что День Победы нам вместе встретить не довелось. Но после войны своим полком мы собирались трижды. Одна из встреч состоялась в Запорожье, когда я работал директором технического училища. Это было волнующее и незабываемое событие! Собрался почти весь наш полк. Приехали и Павел Усачёв с Николаем Статкевичем. Николай к тому времени тоже окончил Военно-воздушную академию и продолжал служить в ВВС. В отставку ушёл в звании генерал-майора авиации. Бывая в Москве, я навещал Николая. У него очень дружная и гостеприимная семья.
Хорошие были у меня друзья-черногорцы: Виктор Богданов, Николай Кукушкин, Николай Статкевич, Павел Усачёв. Светлая им память!
Метки: 828 ШАП, воспоминания