Выдержки из статьи Юрия Рыбина «Первенцы ленд-лиза. Советские «англичане» против финских «американцев»
// Опубликовано: 3.05.2015 // Просмотров: 1968
В конце марта в штабе ВВС 32-й армии были спланированы две крупные авиационные операции на Ребольском направлении: по уничтожению наземных войск, отведённых на отдых в населённый пункт Паданы, и по разгрому авиации на основном аэродроме противника «Тикшозеро». В обеих операциях задачи по обеспечению ударных групп ложились на лётчиков 609-го ИАП.
Бомбовой удар по забитому обозами и автотранспортом селу Паданы состоялся 1 апреля 1942 года. Для выполнения этой операции были привлечены восемь бомбардировщиков СБ из 80-го БАП и 12 штурмовиков 17-го ГШАП (восемь И-153 и четыре И-15бис). Обеспечивали их действия шесть «харрикейнов» и четыре Лагг-3 из 609-го ИАП. Участие «харрикейнов» 152-го ИАП в операции заключалось в сопровождении бомбардировщиков от их базы – аэродрома «Колежма» до аэродрома базирования 609-го ИАП.
В 5.50 утра бомбардировщики сбросили свой груз на дома, где согласно разведданным были расквартированы вражеские воинские части. Экипажи бомбардировщиков и сопровождающие их истребители видели на земле сильные взрывы и пожары. Вслед за бомбардировщиками над целью появились «бисы» и «чайки». Удар был настолько внезапным, что зенитки открыли беспорядочный огонь с явным опозданием, когда все наши машины, выполнив задачу, легли на обратный курс…
Если первая операция прошла быстро и успешно, то массированный налёт на аэродром «Тикшозеро» многократно откладывался, что в конце концов, привело к утрате элемента внезапности, провалу операции и большим неоправданным потерям. Уничтожение матчасти самолётов, личного состава и техсредств на аэродроме «Тикшозеро» первоначально было намечено на 3 апреля, но из-за неблагоприятных метеоусловий операцию перенесли на 5-е число.
Всё это время между основной базой бомбардировщиков «Колежма» и аэродромами базирования истребителей шли оживлённые радиопереговоры, что, естественно, привлекло внимание противника. 5 апреля погода немного улучшилась, но финны воспользовались этим первыми. Рано утром они нанесли упреждающие удары по нашим аэродромам – «Сегежа» и «Разъезд Шпаловый», где базировались 609-й ИАП и 17-й ГШАП. В результате налёта, который продолжался с 4.20 до 5.35 получили повреждения три «харрикейна», три ЛаГГ-3 и один И-15бис. Погибли три человека наземного персонала, ещё 10 было ранено.
Несмотря на эти потери, советское командование решило не отменять и не переносить запланированную операцию. И уже в 5.20 с аэродрома «Колежма» под прикрытием «харрикейнов» 767-го и 152-го ИАП в воздух поднялись восемь СБ. Над «Сегежой» эскорт сменили истребители 609-го ИАП – три «харрикейна» и три ЛаГГ-3. Истебителей должно было быть больше, но, помимо повреждённых в результате налёта, в воздух не смогли подняться ещё два ЛаГГ-3, потерпевшие аварии на взлёте: один угодил в воронку, сломав винт и стойку шасси, другой скапотировал, налетев на сугроб. Невезение продолжалось и в воздухе. На маршруте к цели самолёты попали в снегопад и были вынуждены вернуться.
На аэродром «Тикшозеро» всё же упали бомбы – их сбросили в ночь с 5 на 6 апреля лёгкие бомбардировщики Р-5 из состава 669-го НБАП, правда, в темноте было сложно оценить результаты удара.
Ранним хмурым утром 6 апреля вновь поступил приказ на взлёт. Чтобы удар был более мощным, к операции привлекли пикирующие бомбардировщики Пе-2 из состава 608-го БАП – полка непосредственно подчинявшего Командующему ВВС Карельского фронта. Понимая, что противник ожидает налёта, в два раза увеличили состав эскорта: вместе с истребителями 609-го ИАП на задание вылетели «харрикейны» 767-го ИАП.
Но и в этот раз не удалось осуществить задуманное – в момент появления бомбардировщиков в сопровождении семи «харрикейнов» 767-го ИАП над аэродромом 609-го ИАП в воздух поднялись только четыре истребителя, а ещё семь не смогли взлететь из-за внезапно сгустившегося тумана. Ведущий группы бомбардировщиков, видя что истребительный эскорт явно недостаточен, не решился лететь к вражескому аэродрому.
Правда, один отставший экипаж Пе-2, не найдя основную группу в воздухе, решил, что она уже ушла на цель и направился к вражескому аэродрому самостоятельно. И удача ему сопутствовала – одиночный бомбардировщик с высоты 4000 метров беспрепятственно сбросил две своих 250-килограммовые «фугаски» на лётное поле и благополучно вернулся.
На следующий день, после разведки погоды по всему маршруту снова было дано распоряжение на бомбардировку «Тикшозера». В 14.30 с аэродрома «Колежма» взлетели семь СБ и семь Пе-2. Над «Сегежой» к ним должны были присоединиться 20 истребителей – 11 из 609-го ИАП и девять из 767-го ИАП. Но из-за плохой организации вылета к группе присоединились лишь два ЛаГГ-3 и три «харрикейна» из 609-го ИАП. А также семь «харрикейнов» из 767-го ИАП. Пять истребителей вообще не взлетели, а ещё два поднялись в воздух с большим опозданием и не смогли догнать бомбардировщики.
Для противника налёт на «Тикшозеро» был уже давно не новостью. При подходе к цели головную группу Пе-2 атаковала девятка «брюстеров». Но «пешки» не свернули с курса, и истребители противника сманеврировали вправо, чтобы напасть с задней полусферы. Тут их встретила семёрка «харрикейнов» 767-го полка. Завязался бой, в ходе которого «харрикейны» встали в оборонительный круг, а «брюстеры» атаковали их сверху.
Звено «харрикейнов» 609-го ИАП, вместо того, чтобы прикрывать идущие на цель бомбардировщики, поспешило занять место в кругу «активной обороны». А в это время в воздухе появилась вторая группа вражеских истребителей. Между тем, Пе-2, сбросив бомбы на лётное поле, развернулись и ушли на большой скорости.
Основной удар вражеских истребителей приняли на себя тихоходные СБ. Стрелки-радисты открыли яростный оборонительный огонь по «брюстерам», но это не помешало вражеским истребителям с первой же атаки сбить один бомбардировщик, экипаж которого погиб. Остальные СБ всё же сбросили бомбы на цель и легли на обратный курс, но при этом строй бомбардировщиков «рассыпался». Вражеские истребители не отставали и вскоре повредили ещё один СБ, однако лётчику удалось вернуться на одном моторе.
Возможно, «брюстерам» удалось бы добиться большего, но им помешал одиночный ЛаГГ-3 из 609-го ИАП, которым управлял старший лейтенант Виктор Миронов. Это единственный защитник, оставшийся с бомбардировщиками, несколько раз мужественно отражал атаки «брюстеров» на СБ, не давая финнам вести прицельный огонь. Истребительная группа прикрытия, оторвавшаяся от своих «подопечных», понесла особенно тяжёлые потери…
…
При описании боевой деятельности истребительных авиаполков, действовавших на «харрикейнах» на южном фланге Карельского фронта, я уже не раз упоминал 65-й ШАП. Этот штурмовой авиационный полк весной 1942 года также получил английские истребители. 65-й ШАП под командованием Героя Советского Союза майора Владимира Белоусова с начала войны воевал на бипланах И-15бис в районе Ленинграда и Карельского перешейка. С конца июля 1941 года в составе 55-й САД он вёл боевые действия на Петрозаводском направлении, а в начале октября всё с теми же бипланами вошёл в состав новообразованной 103-й САД, действовавшей на Медвежьегорском направлении.
Как многие другие полки, в 1942 году 65-й ШАП прошёл несколько «метаморфоз», меняя не только матчасть и личный состав, но и наименование, а также род своего предназначения. Согласно архивным документам. 21 января была получена шифрогамма Командующего ВВС Карельского фронта генерал-майора Т.Т. Хрюкина с приказом личному составу 65-го ШАП немедленно убыть на аэродром «Летняя-Первая», где получить и собрать новую матчасть. В 18.00 того же дня уже «новый» авиаполк, получивший номер 767, со своим прежним командиром – майором Белоусовым убыл на указанный в приказе аэродром.
Там же 24 января лётно-технический состав полка получил 20 «харрикейнов» и немедленно приступил к их сборке. К концу месяца все самолёты были собраны, и уже 2 февраля полк перебазировался на аэродром «Колежма», правда «харрикейны» перегоняли лётчики 152-го ИАП, уже имевшие опыт эксплуатации этих истребителей. На третий день после прибытия лётчики 767-го ИАП впервые поднялись в воздух на «харрикейнах», а 6 февраля от генерала Хрюкина поступило боевое распоряжение: в составе трёх экипажей организовать дежурство над Кировской железной дорогой на участке Беломорск – Сумский Посад. Удивляться не приходится, ведь в 1942 году в ВВС Красной Армии это было нормой – одновременное переучивание на новую матчасть и ведение боевых действий…
В это же самое время 65-й ШАП получил новый состав молодых пилотов и одновременно с интенсивным обучением их на самолётах И-15бис и И-153 продолжил вести боевые действия в составе ВВС 32-й Армии. Но уже под командованием Героя Советского Союза майора Митрофана Краснолуцкого…
(Вскоре 12 апреля 1942 года был сформирован 828 штурмовой авиаполк под командованием майора М.П. Краснолуцкого. Свой первый боевой вылет полк совершил – добавлено администратором) 30 апреля в составе шести И-153 и двух И-15бис на штурмовку вражеских войск в сопровождении шестёрки «харрикейнов» 17-го ГШАП…
Метки: 80 БАП, Колежма, публикации