АЭРОДРОМ

КОЛЕЖМА

1941-

1944

    Photo of the day

    0

Выдержки из статьи Юрия Рыбина «Первенцы ленд-лиза. Советские «англичане» против финских «американцев»

// Опубликовано: 3.05.2015 // Просмотров: 1827

В конце марта в штабе ВВС 32-й армии были спланированы две крупные авиационные операции на Ребольском направлении: по уничтожению наземных войск, отведённых на отдых в населённый пункт Паданы, и по разгрому авиации на основном аэродроме противника «Тикшозеро». В обеих операциях задачи по обеспечению ударных групп ложились на лётчиков 609-го ИАП.

Бомбовой удар по забитому обозами и автотранспортом селу Паданы состоялся 1 апреля 1942 года. Для выполнения этой операции были привлечены восемь бомбардировщиков СБ из 80-го БАП и 12 штурмовиков 17-го ГШАП (восемь И-153 и четыре И-15бис). Обеспечивали их действия шесть «харрикейнов» и четыре Лагг-3 из 609-го ИАП. Участие «харрикейнов» 152-го ИАП в операции заключалось в сопровождении бомбардировщиков от их базы – аэродрома «Колежма» до аэродрома базирования 609-го ИАП.

В 5.50 утра бомбардировщики сбросили свой груз на дома, где согласно разведданным были расквартированы вражеские воинские части. Экипажи бомбардировщиков и сопровождающие их истребители видели на земле сильные взрывы и пожары. Вслед за бомбардировщиками над целью появились «бисы» и «чайки». Удар был настолько внезапным, что зенитки открыли беспорядочный огонь с явным опозданием, когда все наши машины, выполнив задачу, легли на обратный курс…

Если первая операция прошла быстро и успешно, то массированный налёт на аэродром «Тикшозеро» многократно откладывался, что в конце концов, привело к утрате элемента внезапности, провалу операции и большим неоправданным потерям. Уничтожение матчасти самолётов, личного состава и техсредств на аэродроме «Тикшозеро» первоначально было намечено на 3 апреля, но из-за неблагоприятных метеоусловий операцию перенесли на 5-е число.

Всё это время между основной базой бомбардировщиков «Колежма» и аэродромами базирования истребителей шли оживлённые радиопереговоры, что, естественно, привлекло внимание противника. 5 апреля погода немного улучшилась, но финны воспользовались этим первыми. Рано утром они нанесли упреждающие удары по нашим аэродромам – «Сегежа» и «Разъезд Шпаловый», где базировались 609-й ИАП и 17-й ГШАП. В результате налёта, который продолжался с 4.20 до 5.35 получили повреждения три «харрикейна», три ЛаГГ-3 и один И-15бис. Погибли три человека наземного персонала, ещё 10 было ранено.
Karta
Несмотря на эти потери, советское командование решило не отменять и не переносить запланированную операцию. И уже в 5.20 с аэродрома «Колежма» под прикрытием «харрикейнов» 767-го и 152-го ИАП в воздух поднялись восемь СБ. Над «Сегежой» эскорт сменили истребители 609-го ИАП – три «харрикейна» и три ЛаГГ-3. Истебителей должно было быть больше, но, помимо повреждённых в результате налёта, в воздух не смогли подняться ещё два ЛаГГ-3, потерпевшие аварии на взлёте: один угодил в воронку, сломав винт и стойку шасси, другой скапотировал, налетев на сугроб. Невезение продолжалось и в воздухе. На маршруте к цели самолёты попали в снегопад и были вынуждены вернуться.

На аэродром «Тикшозеро» всё же упали бомбы – их сбросили в ночь с 5 на 6 апреля лёгкие бомбардировщики Р-5 из состава 669-го НБАП, правда, в темноте было сложно оценить результаты удара.

Ранним хмурым утром 6 апреля вновь поступил приказ на взлёт. Чтобы удар был более мощным, к операции привлекли пикирующие бомбардировщики Пе-2 из состава 608-го БАП – полка непосредственно подчинявшего Командующему ВВС Карельского фронта. Понимая, что противник ожидает налёта, в два раза увеличили состав эскорта: вместе с истребителями 609-го ИАП на задание вылетели «харрикейны» 767-го ИАП.

Но и в этот раз не удалось осуществить задуманное – в момент появления бомбардировщиков в сопровождении семи «харрикейнов» 767-го ИАП над аэродромом 609-го ИАП в воздух поднялись только четыре истребителя, а ещё семь не смогли взлететь из-за внезапно сгустившегося тумана. Ведущий группы бомбардировщиков, видя что истребительный эскорт явно недостаточен, не решился лететь к вражескому аэродрому.

Правда, один отставший экипаж Пе-2, не найдя основную группу в воздухе, решил, что она уже ушла на цель и направился к вражескому аэродрому самостоятельно. И удача ему сопутствовала – одиночный бомбардировщик с высоты 4000 метров беспрепятственно сбросил две своих 250-килограммовые «фугаски» на лётное поле и благополучно вернулся.

На следующий день, после разведки погоды по всему маршруту снова было дано распоряжение на бомбардировку «Тикшозера». В 14.30 с аэродрома «Колежма» взлетели семь СБ и семь Пе-2. Над «Сегежой» к ним должны были присоединиться 20 истребителей – 11 из 609-го ИАП и девять из 767-го ИАП. Но из-за плохой организации вылета к группе присоединились лишь два ЛаГГ-3 и три «харрикейна» из 609-го ИАП. А также семь «харрикейнов» из 767-го ИАП. Пять истребителей вообще не взлетели, а ещё два поднялись в воздух с большим опозданием и не смогли догнать бомбардировщики.

Для противника налёт на «Тикшозеро» был уже давно не новостью. При подходе к цели головную группу Пе-2 атаковала девятка «брюстеров». Но «пешки» не свернули с курса, и истребители противника сманеврировали вправо, чтобы напасть с задней полусферы. Тут их встретила семёрка «харрикейнов» 767-го полка. Завязался бой, в ходе которого «харрикейны» встали в оборонительный круг, а «брюстеры» атаковали их сверху.

Звено «харрикейнов» 609-го ИАП, вместо того, чтобы прикрывать идущие на цель бомбардировщики, поспешило занять место в кругу «активной обороны». А в это время в воздухе появилась вторая группа вражеских истребителей. Между тем, Пе-2, сбросив бомбы на лётное поле, развернулись и ушли на большой скорости.

Основной удар вражеских истребителей приняли на себя тихоходные СБ. Стрелки-радисты открыли яростный оборонительный огонь по «брюстерам», но это не помешало вражеским истребителям с первой же атаки сбить один бомбардировщик, экипаж которого погиб. Остальные СБ всё же сбросили бомбы на цель и легли на обратный курс, но при этом строй бомбардировщиков «рассыпался». Вражеские истребители не отставали и вскоре повредили ещё один СБ, однако лётчику удалось вернуться на одном моторе.

Возможно, «брюстерам» удалось бы добиться большего, но им помешал одиночный ЛаГГ-3 из 609-го ИАП, которым управлял старший лейтенант Виктор Миронов. Это единственный защитник, оставшийся с бомбардировщиками, несколько раз мужественно отражал атаки «брюстеров» на СБ, не давая финнам вести прицельный огонь. Истребительная группа прикрытия, оторвавшаяся от своих «подопечных», понесла особенно тяжёлые потери…

При описании боевой деятельности истребительных авиаполков, действовавших на «харрикейнах» на южном фланге Карельского фронта, я уже не раз упоминал 65-й ШАП. Этот штурмовой авиационный полк весной 1942 года также получил английские истребители. 65-й ШАП под командованием Героя Советского Союза майора Владимира Белоусова с начала войны воевал на бипланах И-15бис в районе Ленинграда и Карельского перешейка. С конца июля 1941 года в составе 55-й САД он вёл боевые действия на Петрозаводском направлении, а в начале октября всё с теми же бипланами вошёл в состав новообразованной 103-й САД, действовавшей на Медвежьегорском направлении.

Как многие другие полки, в 1942 году 65-й ШАП прошёл несколько «метаморфоз», меняя не только матчасть и личный состав, но и наименование, а также род своего предназначения. Согласно архивным документам. 21 января была получена шифрогамма Командующего ВВС Карельского фронта генерал-майора Т.Т. Хрюкина с приказом личному составу 65-го ШАП немедленно убыть на аэродром «Летняя-Первая», где получить и собрать новую матчасть. В 18.00 того же дня уже «новый» авиаполк, получивший номер 767, со своим прежним командиром – майором Белоусовым убыл на указанный в приказе аэродром.

Там же 24 января лётно-технический состав полка получил 20 «харрикейнов» и немедленно приступил к их сборке. К концу месяца все самолёты были собраны, и уже 2 февраля полк перебазировался на аэродром «Колежма», правда «харрикейны» перегоняли лётчики 152-го ИАП, уже имевшие опыт эксплуатации этих истребителей. На третий день после прибытия лётчики 767-го ИАП впервые поднялись в воздух на «харрикейнах», а 6 февраля от генерала Хрюкина поступило боевое распоряжение: в составе трёх экипажей организовать дежурство над Кировской железной дорогой на участке Беломорск – Сумский Посад. Удивляться не приходится, ведь в 1942 году в ВВС Красной Армии это было нормой – одновременное переучивание на новую матчасть и ведение боевых действий…

В это же самое время 65-й ШАП получил новый состав молодых пилотов и одновременно с интенсивным обучением их на самолётах И-15бис и И-153 продолжил вести боевые действия в составе ВВС 32-й Армии. Но уже под командованием Героя Советского Союза майора Митрофана Краснолуцкого…

(Вскоре 12 апреля 1942 года был сформирован 828 штурмовой авиаполк под командованием майора М.П. Краснолуцкого. Свой первый боевой вылет полк совершил – добавлено администратором) 30 апреля в составе шести И-153 и двух И-15бис на штурмовку вражеских войск в сопровождении шестёрки «харрикейнов» 17-го ГШАП…



Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *