АЭРОДРОМ

КОЛЕЖМА

1941-

1944

    Photo of the day

    0

В небе Беломорья крепли наши крылья

// Опубликовано: 3.05.2015 // Просмотров: 780

comandsОсенью 1941 и летом 1942 годов на Карельском фронте шли упорные бои. Враг рвался к Мурманску, Кандалакше, стараясь во что бы то ни стало перерезать Кировскую железную дорогу. Но советские солдаты стояли насмерть, не позволяя врагу осуществить коварный замысел.

Фашисты, не добившись успеха на земле, решили массированными ударами авиации парализовать работу Мурманского порта и железной дороги. Советским лётчикам в небе Карелии было очень трудно сдерживать фашистские самолёты, которые превосходили наши машины в скорости и в вооружении. Только мужество и героизм, любовь к советской Отчизне, преданность Коммунистической партии позволяли воздушным бойцам противостоять противнику. В то время на нашем фронте гремела заслуженная слава асов Бориса Сафонова, Леонида Гальченко, Алексея Хлобыстова, Павла Кутахова и многих других бесстрашных лётчиков-истребителей, вогнавших в землю не один десяток вражеских самолётов.

com828Чтобы успешно бороться с вражеской авиацией на её аэродромах, необходима была штурмовая авиация. И вот 12 апреля 1942 года на полевом аэродроме Колежма был сформирован 828-й штурмовой авиационный полк. Командиром полка был назначен Герой Советского Союза гвардии майор М.П. Краснолуцкий, который первым на Карельском фронте совершил таран вражеского самолёта.  Комиссаром полка стал Д.А. Полканов, прошедший большой путь политработника и сам неплохой лётчик.Polkanov Душою технического состава являлся инженер полка Я.И. Бутаков, Butakov который в годы первой мировой войн был мотористом легендарного лётчика Петра Нестерова. Нам, молодым, было с кого брать пример. Лётно-технический состав комплектовался из лётчиков и техников 7-й воздушной армии Карельского фронта. В полк прибыли и опытные лётчики Н.П. Кукушкин, З.А. Левицкий, Н.П. Коротков, Н.В. Боровков, П.А. Рубанов, П.А. Усачев, К.М. Котляревский и многие другие.

Тогда наши лётчики летали на самолётах устаревшей конструкции «И-15-бис» и «И-153-«Чайка». Лётчик не был защищен броней, хотя выполнял боевые задания на низких высотах. Полк вел напряженную боевую работу на Ухтинском, Кестеньгском, Медвежьегорском и других направлениях растянувшегося на тысячи километров фронта. Летом в 1942 году он провел блестящую операцию по уничтожению самолетов противника на аэродроме Гирвас. Полк в бой повел сам командир полка М.П. Краснолуцкий. В этом боевом вылете мужество и хладнокровие показали летчики П.А. Рубанов и К.М. Котляревский, сбившие в воздушном бою вражеский истребитель. На фашистском аэродроме было уничтожено 14 самолетов, нашли могилу многие фашистские солдаты.

В конце 1942 года полк стал получать грозные самолеты «ИЛ-2» — летающие танки. Быстрое освоение материальной части летно-техническим составом в труднейших фронтовых условиях, без отвода полка на тыловые аэродромы для переучивания, позволило в максимально короткие сроки на новых самолетах наводить ужас в стане противника.

Полк воевал и учился. Летчики полка стали проводить более сложные боевые задания. Характерным был вылет группы наших самолетов на фашистский аэродром Алакурти 10 марта 1943 года во главе с командиром первой эскадрильи старшим лейтенантом Н.П. Кукушкиным. В тот день враг понес ощутимые потери. На земле и в воздухе было уничтожено до 20 вражеских самолетов. Но и мы понесли тяжелые утраты: погибли лучшие летчики полка Кукушкин, Кривошеев, Левицкий, Коротков.

Был подбит и самолет Котляревского. Он сумел посадить израненную машину на крошечную поляну во вражеском тылу. Его верный щит – воздушный стрелок Евгений Петрович Мухин,защищавший до последнего дыхания командира и самолет, был убит фашистским истребителем в воздухе. Котляревский семь дней выползал голодный, раненый, в обморочном состоянии к нашим войскам. Его спасли советские разведчики, ходившие в глубокий тыл врага. Самолет, на котором летал Котляревский, в 1970 году был обнаружен и доставлен на Куйбышевкий авиазавод, который выпустил его в годы Великой Отечественной войны, восстановлен и сейчас стоит на одной из красивейших площадей города Куйбышева (сейчас это город Самара – примечание администратора).

…Он тридцать лет

в безвестности лежал,

В неравной схватке,

опаливший крылья.

И вот теперь его

на пьедестал

Как символ ратной славы

водружили.

Всмотритесь в контуры

его крыла.

На миг представив

грозный гул мотора,

И трассы раскаленные

в стволах

И двух сердец в нем-

гнева, воли порох!

Эти стихи написал наш бывший командир полка Н.Ф. Гончаров к открытию в Куйбышеве монумента самолету «ИЛ-2».

В феврале-апреле 1943 года полк пополнили молодые летчики, пришедшие в основном из военных училищ, госпиталей и других авиачастей.

GoncharovВ мае 1944 года полк принял новый командир майор Николай Федорович Гончаров, а Митрофан Петрович Краснолуцкий был назначен заместителем командира нашей 260-й авиадивизии. Но он очень часто бывал в родном полку, которому отдал много сил и энергии, сколачивая настоящий боевой коллектив.

По приказу командования полк перебазируется на южный участок Карельского фронта и активно участвует в Свирской операции. Наступательные действия наших войск на Свири начались рано утром 21 июня 1944 года с мощной артиллерийской подготовки, после которой на поле боя устремились самолеты. В первый день наступления наш полк первым сделал два боевых вылета во главе с командиром полка Н.Ф. Гончаровым и комиссаром Д.А. Полкановым. В эти два вылета летчика полка без своих потерь уничтожили сотни вражеских солдат и офицеров, десятки огневых точек, взломали вражескую долговременную оборону.

Всему фронту стал известен героический подвиг летчика нашего полка коммуниста лейтенанта Ивана Прохоровича Литвиненко и воздушного стрелка комсомольца сержанта Николая Виноградова, которые 29 июня 1944 года вылетели в составе группы для уничтожения вражеской артбатареи в районе населенного пункта Капла, недалеко от села Видлица. В атаке самолет Литвиненко был подбит вражеской зениткой. Мужественные патриоты предпочли геройскую смерть позорному плену – направили горящую машину на вражескую зенитную батарею, своей жизнью заставили ее замолчать навсегда, дали возможность остальным самолетам выполнить успешно задание. Летчики нашего полка, несмотря на сложные метеорологические условия оказали своевременную помощь морякам-десантникам, высадившимся в тылу противника в междуречье Тулоксы. Выбросив нашим воинам боеприпасы, продовольствие, они огнем с воздуха уничтожали фашистских солдат, которые старались сбросить наш десант в Ладожское озеро. Во время боев на реке Свири весь состав нашего полка был награжден орденами и медалями. Приказом Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина полку было присвоено почетное наименование – Свирский штурмовой авиаполк. На полевом аэродроме Видлица 3 июля 1944 года был зачитан личному составу полка при развернутом знамени части этот приказ Верховного Главнокомандующего.

В августе-ноябре 1944 года полк принимал участие в боевых операциях по изгнанию немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья. И здесь, на Крайнем Севере, эскадрильи полка показали образцы мужества и героизма. Однополчане до сих пор помнят воздушный бой в районе Луостари-Никель. Эскадрилья капитана А.В. Тимошенко выполняла ответственное боевое задание. Штурмовиков прикрывали истребители 20-го гвардейского авиационного полка, которых вел в бой Герой Советского Союза П.С. Кутахов, ныне главнокомандующий ВВС СССР, главный маршал авиации. Несмотря на численное превосходство противника, гвардейцы смело вступили в бой, уничтожив 5 вражеских машин, дав возможность выполнить нам задание.

Героический подвиг совершил экипаж в составе летчика лейтенанта Павла Егоровича Кощеева и сержанта воздушного стрелка Ивана Федоровича Ваганова. Прии подходе к вражеской цели у норвежского города Нейден самолет был неожиданно обстрелян зенитками. Машина загорелась. Летчик направил самолет в скопление автомашин противника. Так мужественно погибли парторг третьей эскадрильи, любимец полка Павел Кощеев и его верный боевой друг комсомолец Ваня Ваганов.

Хорошо мы помним боевой эпизод, когда в октябре 1944 года над вражеской территорией был сбит самолет летчика Михаила Макарова и воздушного стрелка Николая Кобякова. Опытный пилот посадил поврежденный самолет на каменистый грунт. Увидев это, немцы устремились к самолету, чтобы захватить экипаж. Но товарищи не оставили боевых друзей в беде. Наши самолеты встали в круг, полностью уничтожили фашистских солдат, бежавших к самолету Макарова. Машины, ведомые В.В. Козловым,«висели» над местом схватки до тех пор, пока экипаж не скрылся в лесистой местности. Через несколько дней М. Макаров и Н. Кобяков благополучно прибыли в родной полк.

Осенью 1944 года Советская Карелия и Заполярье полностью были очищены от захватчиков. Полк перебазировался на Второй Белорусский фронт и влился в состав 4-й воздушной армии. Но нам тяжело было расставаться с Карелией, где родился наш полк, закалилось мужество и выросло боевое мастерство наших летчиков. И где бы мы не базировались, — везде у нас были настоящие друзья среди местного населения. Жители небольших карельских сел и деревень очень помогали продовольствием, организовывали поиски экипажей, не вернувшихся с боевых вылетов, учили нас познавать чудесный край Карелию. А главное, научили всех нас полюбить снег, мороз и ходьбу на лыжах, без чего невозможно было обходиться в боевых и учебных вылетах. Когда мы покидали Карельский фронт, местные жители нам давали наказ — добейте фашистского зверя, донесите знамя Победы до Берлина! Мы выполнили ваш наказ, дорогие наши друзья!

Свои боевые действия на Втором Белорусском фронте мы начали под Варшавой с уничтожения вражеских укреплений на реке Нарев. Полк поддерживал наземные войска в боях за Варшаву, Гданьск, Сопоту, Росток и многие другие города и населенные пункты.

Полку, как и всей дивизии, было доверено поддерживать восьмой танковый гвардейский корпус и другие наземные части. Самоотверженно дрались летчики. Наш полк получил прозвище «Белые медведи» за настойчивость в бою и эффективную помощь наземным войскам. В памяти навсегда останется подвиг заместителя командира эскадрильи Григория Цуканова и его воздушного стрелка Петра Ковалева. 26 января 1945 года группа наших самолетов во главе с командиром полка Н.Ф. Гончаровым атаковала железнодорожную станцию Цеханув, на которой скопилось большое количество неприятельской техники. От зенитного снаряда самолет Цуканова загорелся. Коммунист Цуканов и комсомолец Ковалев врезались в фашистский эшелон, взорвав цистерны с горючим.

День Победы мы встретили на аэродроме Кретлов, недалеко от Берлина. Нелегко нам досталась победа. В грозном небе войны мы потеряли боевых товарищей – летчиков и воздушных стрелков Е.А. Алферова, И. Ваганова, Н. Виноградова, П. Атаманова, В. Данченко, П. Кощеева, В. Кузнецова, Н. Кукушкина, Н. Короткова, П. Казанского, Н. Кобякова, З. Левицкого, Е Мухина, Прокофьева, В. Свиязова, Е. Розова, В. Семенова, Г. Сосновского, Н. Виноградова и многих других боевых товарищей.

За успешные боевые действия на Втором Белорусском фронте полк был награжден орденом Суворова. 25 раз Москва салютовала в честь доблести и славы летчиков полка. Девяти нашим летчикам, начинавшим свой боевой путь в небе Карелии, присвоено высокое звание Героев Советского Союза. Вот их имена: Николай Шевердяев, Виктор Богданов, Владимир Козлов, Петр Рубанов, Михаил Макаров, Иван Омигов, Анатолий Тимошенко, Григорий Рябушко, Валентин Зайцев.

Высокие боевые показатели полк имел благодаря хорошей партийной и комсомольской работе. Почти все летчики и техники были коммунистами и комсомольцами. Не было ни одного случая, чтобы самолеты были неисправны по вине техников, механиков, вооруженцев и других специалистов. Технический состав работал в очень тяжелых условиях, особенно в Карелии. Нередко механики не уходили от стоянок самолетов, спали здесь же, укрывшись моторными чехлами или взобравшись на верх капота самолета. Летчики всегда будут помнить инженера полка Якова Ивановича Бутакова, который вместе с техническим составом переносил все тяжести работы, готовя к безотказной работе материальную часть. Мастерами своего дела были техники и механики Жустяце, Пудов, Мордовкин, Ильин, Назарько, Корчагин, Каменских, Левечева, Рублева и другие.

Но мы не только умело дрались с фашистскими захватчиками. В перерывах между боевыми вылетами на импровизированных сценах устраивались настоящие концерты полковой самодеятельности, которой руководил музыкант Михаил Мясин. Бывали случаи, когда героическое соседствовало с комичным. Вот один эпизод. 25 июня 1944 года, когда полк базировался на аэродроме Монихино, экипаж в составе летчика старшего лейтенанта Николая Иванова и воздушного стрелка Анатолия Филиппова вылетел на боевое задание в трусах и кирзовых сапогах! Был очень жаркий день. Вернувшись с задания, Иванов и Филиппов сняли комбинезоны и уснули прямо под самолетом, который тем временем готовился к вылету. А когда объявили боевую тревогу, одеваться было уже некогда. Но и в такой неподходящей «форме» экипаж свою задачу выполнил отлично.

…Давно закончилась Великая Отечественная война. Но участники боев в небе Советской Карелии не теряют друг друга. В 1968 году был создан комитет ветеранов нашего полка. Мы установили связи с 95 ветеранами полка и семьями погибших и умерших наших боевых друзей. Пять раз проводились традиционные встречи однополчан. Комитет имеет обширные связи с партийными и советскими учреждениями, музеями, школами Мурманска, Кандалакши, Лодейного Поля, Сегежи, Олонца, Суоярви, Ленинграда, Москвы, Куйбышева, Кутаиси и других городов и поселков.

Накануне дня рождения нашего полка хочется сказать трудящимся Беломорья, где выросли стальные крылья 828 Краснознаменного Свирского ордена Суворова авиационного штурмового полка, что летчики честно выполнили свой долг перед Родиной в тяжелые годы Великой Отечественной войны, и пожелать им больших трудовых успехов в десятой пятилетке.

В. Козлов,

бывший командир звена,

Герой Советского Союза,

председатель комитета ветеранов 828-го ШАСП

В. Дубогрызов,

бывший воздушный стрелок экипажа В. Козлова,

ответственный секретарь комитета ветеранов 828-го ШАСП.

г. Ростов-на-Дону

газета «Беломорская трибуна» 22 февраля 1977 года



Метки: ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *