АЭРОДРОМ

КОЛЕЖМА

1941-

1944

    Photo of the day

    0

Организация авиационного тыла Карельского фронта

// Опубликовано: 27.05.2015 // Просмотров: 6531

В предвоенные годы и в начале войны велась большая работа по реорганизации авиационного тыла. Вместо тыловых частей, входивших в состав авиационных соединений и частей и менявших свою дислокацию при перебазировании авиационных дивизий и полков, создавались районы авиационного базирования (РАБ), авиационные базы (АБ) и батальоны аэродромного обслуживания (БАО).

Авиационные части, базировавшиеся в Заполярье севернее Эпгозеро — Кестеньга, стал обслуживать 2-й район авиационного базирования. В него вошли 1-я и 2-я авиационные базы в составе восьми БАО, стационарные авиамастерские, батальон связи, два отдельных инженерных аэродромных батальона, головной склад и полевые авиамастерские. 2-й РАБ подчинялся командующему ВВС 14-й армии.
В Северной Карелии формировался 3-й район авиационного базирования, подчинявшийся командующему ВВС 7-й армии. В этот РАБ вошли 3, 5 и 6-я авиационные базы в составе десяти батальонов аэродромного обслуживания, отдельный инженерный аэродромный батальон и головной авиационный склад.
Уже в ходе военных действий в Южной Карелии развернулось формирование 4-го района авиационного базирования. В него вошли 7 и 8-я авиабазы в составе десяти батальонов аэродромного обслуживания, батальон связи и аэродромная техническая рота.

В предвоенное лето на территории Кольского полуострова и в Карелии развернулись работы по строительству и реконструкции аэродромов, так как существовавшая аэродромная сеть не обеспечивала базирования и маневрирования авиационных частей и соединений. Это привело к скученности авиации, затруднило проведение летной и боевой подготовки авиационных частей и снизило боеготовность военно-воздушных сил 14-й и 7-й армий. К началу войны в Заполярье и Карелии было построено несколько новых аэродромов, а на некоторых из них строительство завершалось уже в ходе военных действий.

В ходе интенсивных боевых действий почти ежедневно появлялись подбитые и неисправные самолеты. Однако ремонт и своевременный ввод в строй этих машин затруднялись недостаточно развитой сетью полевого и капитально-восстановительного ремонта. Обеспеченность авиационных полков полевым ремонтом в начале войны составляла всего около 50 %.

Самолеты восстанавливались не только в стационарных условиях и полевых авиамастерских, но и непосредственно на месте их вынужденной посадки.

В первые месяцы войны имелось немало недостатков в работе службы земного обеспечения самолетовождения (ЗОС). Организационно она входила в состав авиационного тыла. В каждом батальоне аэродромного обслуживания по штату предусматривалась команда из 15 человек во главе с начальником ЗОС батальона. Но такие команды имелись лишь в нескольких БАО и в основном обеспечивали ночные полеты: обслуживали наземные световые ориентиры, установленные, как правило, в районе аэродрома. Световыми ориентирами были ацетиленовые фонари проблескового действия, использовавшиеся ранее для морской навигации и полученные во временное пользование из портов Белого моря. Но чаще применялись обычные костры, световой эффект от которых был даже ярче, чем от ацетиленовых фонарей. Фонари или костры использовались в основном как посадочные знаки. Приводные радиостанции применялись редко.

Тыловые авиационные части и подразделения обеспечивали противовоздушную и наземную оборону аэродромов, а также их маскировку, хотя основную роль в прикрытии мест базирования авиации играли летчики-истребители. В начале войны ПВО аэродромов страдала недостатком зенитных огневых средств в батальонах аэродромного обслуживания, что позволяло воздушному противнику наносить удары по самолетным стоянкам и аэродромным сооружениям. Поэтому для защиты аэродромов от ударов с воздуха стали приспосабливать снимаемые с аварийных самолетов пушки и пулеметы, а также наземные пулеметы.

В отражении налетов вражеской авиации приходилось принимать участие и личному составу авиационно-технической службы, который стремился прежде всего спасти материальную часть и быстро ликвидировать последствия бомбардировок.

Маскировка аэродромов в Заполярье и Карелии затруднялась тем, что многие аэродромы были песчаными, без растительного покрова, отчего резко выделялись на фоне лесных массивов и болот. При маскировке таких аэродромов стремились придать рабочей площади вид непригодной для взлета и посадки при помощи воронок, камней, канав. Цветными грунтами, торфом, дерном создавали ложные дороги. Применялись передвижные кусты и срезанные деревья. С целью маскировки самолеты рассредоточивались, размещались в нишах и других укрытиях, которые строились с учетом естественных условий. Вход в самолетную нишу маскировался подвеской елок, передвигавшихся по натянутой проволоке.

На авиационный тыл возлагалось и медицинское обеспечение авиаторов. Основные силы и средства медицинской службы сосредоточивались в батальонах аэродромного обслуживания. В каждом БАО предусматриваюсь создание амбулатории и лазарета. Старший врач батальона организовывал лечебно-эвакуационное, санитарно-гигиеническое и противоэпидемическое обеспеченно боевых действий авиационного полка.

С момента образования Карельского фронта претерпел изменения и авиационный тыл. В это время тыл ВВС фронта имел следующую структуру. 2-й район авиационного базирования состоял из восьми батальонов аэродромного обслуживания (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и 12-й БАО), двух отдельных инженерно-аэродромных батальонов (1-й и 26-й оиаб), шести аэродромно-технических рот (3, 5, 6, 462, 463 и 629-я атр), 1945-го головного авиационного склада, 202-го отдельного батальона оперативной связи, 102-го автобатальона, 136-й, 262-й стационарных и 7-й подвижной авиамастерских. В 3-й район авиационного базирования входило девять батальонов аэродромного обслуживания (13, 14, 17, 19, 20, 25, 26, 27 и 30-й БАО), шесть аэродромно-технических рот (464, 465, 466, 468, 472 и 476-я атр), 1947-й головной авиационный склад, 203-й батальон оперативной связи, 103-й автобатальон, 16-й отдельный инженерно-аэродромный батальон. Авиационные части 7-й армии, базировавшиеся между Ладожским и Онежским озерами, обслуживал 4-й район авиационного базирования.

Тыловые соединения и части ВВС фронта в основном были укомплектованы личным составом. Однако с материальной частью дело обстояло значительно хуже. Во 2-м районе авиационного базирования обеспеченность грузовым автотранспортом составляла 35,3 % и тракторами — 33 %, в 3-м РАБ — соответственно 20,4 % и 45 %. Еще больший некомплект спецмашин был в батальонах аэродромного обслуживания.

В годы войны на всех фронтах инженерно-техническому составу приходилось решать много сложных вопросов. Но в Заполярье и Карелии он столкнулся с особенно большими трудностями. Это объяснялось суровыми природными условиями Севера, слабо развитой аэродромной и дорожной сетью, недостатком запасных частей и агрегатов. Большая влажность воздуха и резкие колебания температуры вызывали быструю коррозию металлических узлов и агрегатов, оружия, приборного оборудования, загнивания деревянных конструкций и перкалевого покрытия самолетов. Это требовало более внимательной и тщательной подготовки материальной части, частого проведения регламентных работ. Из-за отсутствия взлетно-посадочных полос с твердым покрытием полеты приходилось производить с грунта, нередко с песчаного, что приводило к быстрому износу и даже выходу из строя моторов, оружия и спецоборудования. Было немало и других факторов, затруднявших работу инженерно-технического состава.

В Заполярье и Карелии имелись только 136-я, 262-я стационарные авиационные мастерские (САМ) и 7-я подвижная авиамастерская (ПАМ). Стационарные и полевые авиационные ремонтные мастерские (ПАРМ-1) входили в штаты соединений и частей тыла, а потому в ряде случаев использовались не по назначению. И все то, несмотря на недостаток ремонтных средств и личного состава, несовершенство организационной структуры, полевые и стационарные авиационные ремонтные мастерские проделали большую работу по восстановлению неисправной материальной части. Благодаря самоотверженному труду технического состава полевые ремонтные точки в 1941 г. произвели 1315 полевых ремонтов самолетов.

Много сил и средств требовала от инженерно-авиационной службы эвакуация самолетов с мест вынужденных посадок. В начале войны она проводилась по инициативе командования авиационных дивизий и полков силами инженерно-технического состава. Затем в соответствии с приказом командующего ВВС Красной Армии при авиадивизиях стали создаваться специальные технические команды по сбору аварийных самолетов, моторов, авиавооружения, спецтранспорта. В их состав вошли квалифицированные авиационные техники, механики, специалисты по вооружению, приборам, шоферы, трактористы. Эти команды численностью в несколько десятков человек с транспортом и необходимым инструментом обслуживали районы действий своих авиационных дивизий примерно 300–400 км по фронту и 60–200 км в глубину.

Техническим командам приходилось преодолевать много трудностей: отыскивать и эвакуировать самолеты на обширной территории, в тундре, лесах, горах, озерах, болотах, часто без дорог. Только за первый год войны в полосе Карельского фронта было эвакуировано 203 самолета, из них 115 советских самолетов оказались пригодными для восстановления.

Большую работу проделали лазареты батальонов аэродромного обслуживания, на которые ложилась основная нагрузка по лечению раненых и больных авиаторов. Медперсонал прилагал все силы, чтобы быстрее цвести в строй летчиков и техников.

Большие и сложные задачи пришлось решать авиационному тылу. Наряду со строительством аэродромов весьма необходимой и в то же время очень трудоемкой была работа по содержанию летных полей в состоянии, пригодном для круглогодичной эксплуатации. В первую военную зиму на оперативных аэродромах проводилось в основном снегоуплотнение с последующей очисткой летных полей от снега до его весеннего таяния. Для этих работ применялись иэготовленные на заводах в Карелии и непосредственно в батальонах аэродромного обслуживания деревянные снегогладилки, катки, тракторные сани, угольники. Из-за недостаточной оснащенности БАО и аэродромно-технических рот тракторами и автомашинами для поддержания летных полей в готовности к полетам использовали также технику из инженерно-аэродромных батальонов.

Укреплялась противовоздушная и наземная оборона аэродромов. К лету 1942 г. в тыловых частях ВВС Карельского фронта имелось 26 зенитных орудий, 15 комплексных зенитных пулеметных установок, 10 пушек, снятых с самолетов, 183 авиационных пулемета, 55 станковых пулеметов.

Наземная оборона аэродромов там, где позволял рельеф местности, строилась по принципу двух-, трехкольцевой системы, включавшей наблюдательные пункты и оборудованные огневые позиции, а также одну-две запасные позиции. Учитывая недостаток огневых средств и личного состава батальонов для наземной обороны аэродромов, особенно передовых, огневые позиции зенитной артиллерии и зенитных пулеметов приспосабливались и для стрельбы по наземным целям путем расчистки секторов обстрела и пристрелки оружия по наземным ориентирам.

Служба тыла обеспечивала авиационные части и соединения также метеорологическими данными. С началом войны работа метеослужбы на всех фронтах сильно осложнилась из-за того, что перестала поступать метеоинформация с Запада. Практически состояние погоды можно было наблюдать только до линии фронта. И все же в таких невероятно трудных условиях работники метеослужбы стремились как можно точнее определить состояние погоды, предупредить командование и летные экипажи об опасных явлениях.

Большое значение имела организация питания личного состава авиационных частей и соединений. В мирное время столовые для летного и инженерно-технического состава располагались, как правило, на краю аэродромов или в непосредственной близости к ним. Но из-за частых налетов вражеской авиации пришлось срочно отнести столовые подальше от аэродромов. До начала полярной зимы были построены землянки-столовые, достаточно обширные и неплохо оборудованные. Сложности возникали в основном из-за нехватки походных кухонь. До 1942 г. трудностей с доставкой продуктов питания не возникало. Но затем снабжение продовольствием резко ухудшилось, поэтому для улучшения питания личного состава стали использовать местные ресурсы. Командиры батальонов аэродромного обслуживания, да и других тыловых частей и подразделений организовывали сбор грибов и ягод, лов рыбы в реках, озерах и заливах, а с разрешением охоты на лосей — и их отстрел, в подсобных хозяйствах разводили домашний скот, выращивали картофель, различные овощи.

Большую и важную работу проводил отдел аэродромного строительства. Аэродромная сеть на Севере до начала войны была недостаточно развита, да и та в результате оккупации гитлеровцами части советской территории сократилась. Кроме того, увеличение самолетного парка, рост масштабов и сложности боевых задач авиации фронта требовали постоянного расширения аэродромной сети.

Аэродромное строительство являлось сложным и трудоемким процессом вообще, а в лесисто-болотистой и гористой Карелии и Заполярье строителям аэродромов приходилось преодолевать особенно много трудностей, вызванных суровыми природными условиями и слабо развитой дорожной сетью.

Трудности начинались еще при изыскании участков, пригодных для строительства аэродромов. Первая рекогносцировка местности производилась на самолетах По-2. Помощь оказывали местные советские органы, лесники, охотники, указывавшие наиболее ровные места и выгодные подъездные пути.

В суровых, специфических условиях Заполярья и Карелии аэродромным строителям приходилось решать много новых сложных проблем, проявляя при этом творчество и инициативу. Так, например, при создании аэродрома в Карелии впервые в мировой практике взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки и места стоянок самолетов строили на деревянном основании.

Но несмотря на все трудности особенно первого этапа войны, а также крайне суровые природные условия, подразделения тыловой службы ВВС Карельского фронта обеспечили высокую боевую готовность авиационных частей и соединений фронта.

 

Материал подготовлен на основе военно-исторического очерка Иноземцева Ивана Григорьевича «В небе Заполярья и Карелии»  // (Иноземцев И. Г. В небе Заполярья и Карелии: Военно-исторический очерк боевых действий ВВС Карельского фронта и 7-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1987. — 240 с.)



Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *