АЭРОДРОМ

КОЛЕЖМА

1941-

1944

    Photo of the day

    0

Навечно в строю

// Опубликовано: 3.05.2015 // Просмотров: 840

IL22В один из осенних дней 1970 года на болоте у озера Ориярви Кандалакшкого района Мурманской области трактористом леспромхоза был обнаружен самолет с останками летчика. Об этой находке стало известно помощнику прокурора города Кандалакша С.Г. Мищенко и заместителю редактора районной газеты А.М. Маликову. Они направили письмо в Министерство авиационной промышленности с целью определить завод-изготовитель и установить личность погибшего летчика. По воле случая запрос попал на исполнение к инженеру Н.В. Боровкову, воевавшему в годы войны в 828 штурмовом авиаполку. Бывший летчик связался с Советом ветеранов родного полка и ветеранами завода. Установили, что самолет с таким заводским номером в январе 1943 года был направлен на Карельский фронт и попал в 828 авиаполк.
pilot3Воевал на этом самолете экипаж Константина Котляревского. В начале марта 1943 года перед полком была поставлена боевая задача — произвести штурмовку аэродрома противника вблизи станции Аллакурти. На задание вылетела группа из восьми боевых машин, пилотируемых наиболее опытными летчиками. Ведущим группы был назначен Николай Кукушкин. Штурмовку произвели успешно — на аэродроме было уничтожено большое количество самолетов и склады с горючим, но и группа понесла большие потери — не вернулось с задания четыре ИЛа. Последним был сбит самолет Котляревского. Из воспоминаний летчика: » «Мессеры» заели. Пока Женя действовал, дышать еще можно было, но у него заклинило пулемет. Начал он отстреливаться из ракетницы и пугать фашистов, пока пулеметная очередь не прошила ему грудь от плеча до плеча. Штурмовик терял высоту. Решил сажать его на брюхо на чистой поляне, которая показалась внизу.Muxin Самолет посадили, но он консолью крыла срезал дерево и дал такой разворот, что весь хвост, как собаки отгрызли. Все это я увидел через несколько часов, когда пришел в сознание. Я вылез из кабины. Осмотрел Женю, он был убит, попрощался с ним и двинулся па Восток. Первые три дня шел, на четвертый день полз, а на пятый упал и потерял сознание. Очнулся в госпитале. Там узнал, что на меня наткнулись наши разведчики, возвращавшиеся из вражеского тыла. Вынесли. Оказывается, я благополучно миновал минное поле, так как полз по следам лося, который до меня шел через это поле. Из госпиталя вернулся в часть.» Константин Михайлович Котляревский выжил и прошел всю войну. После войны работал заместителем директора одного из заводов в Новосибирске. Ветераны Куйбышевского авиационного завода, выпускающего в годы войны легендарный штурмовик ИЛ-2, уже несколько лет вынашивали идею поставить у проходной родного завода на постамент дорогой их сердцу самолет. Но у завода, изготовившего в военные годы более 15 тысяч самолетов ИЛ-2, не было ни одного экземпляра, а в армии он был уже снят с вооружения.lentokone4 Узнав о находке самолета, в заполярные леса были направлены представители завода. С помощью проводников прибыли на место. Многолетнее нахождение в заболоченном лесу сильно повредило самолету, но к радости заводчан бронекорпус был цел. Руководство леспромхоза и местные жители сделали все возможное и невозможное, чтобы достать из болота самолет и доставить его на станцию Аллакурти, откуда он был направлен на завод.
На заводе, буквально по памяти, старые рабочие в мельчайших побробностях восстановили самолет. И в день празднования тридцатилетия Великой Победы на одной из площадей Куйбышева (Самары) был торжественно открыт Мемориал, в центре которого легендарный штурмовик ИЛ-2. На открытие приехал из Новосибирска фронтовой летчик Константин Котляревский, чей самолет навечно встал в строй.
lentokone5

Из письма Комитета ветеранов 828 штурмового авиаполка «Уважаемый товарищ Моргун А.Г. Ветераны бывшего 828-го Краснознаменного Свирского ордена Суворова штурмового авиационного полка сердечно Вам благодарны за памятник-монумент, который создан под Вашим непосредственным руководством. Этот памятник самолету ИЛ-2 – символ боевой и трудовой Славы трудящихся вашего города, строивших эти боевые машины в годы минувшей войны. Нам выпала большая честь быть участниками торжественного открытия этого замечательного памятника. Памятник нам очень дорог и потому, что самолет этот в годы Великой Отечественной войны принадлежал нашему полку. Экипаж состоял: летчик Котляревский К.М. и воздушный стрелок – Мухин Евгений Петрович, который погиб в воздушном бою 10 марта 43 году в кабине этого самолета и пролежал вместе с ним около 30 лет! Пройдут годы и люди забудут, а потомки будут спрашивать: кто строил самолет, какой части он принадлежал, кто на нем летал и т.п., какова судьба экипажа. В связи с этим мы вас очень просим на постаменте самолета укрепить доску с надписью об этом самолете и экипаже… С уважением: Председатель комитета ветеранов – Герой Советского Союза В.Козлов Ответственный секретарь комитета В.В.Дубогрызов 4 июля 1975 года.»



Метки: , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *