Из истории создания самолета СБ
// Опубликовано: 3.05.2015 // Просмотров: 2498
Основной тактический бомбардировщик ВВС РККА второй половины 30-х гг. под названием СБ начал проектироваться в конце 1933 г. Работы велись в конструкторском отделе ЦАГИ под общим руководством А.Н. Туполева бригадой, возглавляемой А.А. Архангельским. Самолет получил «фирменное» обозначение АНТ-40. Предполагалось, что машина сможет развить скорость 330 км/ч, иметь потолок 8000 м и дальность полета 700 км, а бомбовая нагрузка определялась в 500 кг. Самолет представлял собой двухмоторный цельнометаллический моноплан со среднерасположенным крылом, однокилевым оперением и убирающимся шасси. Изначально разрабатывались 2 варианта с разными двигателями: АНТ-40РЦ с 9-цилиндровыми моторами воздушного охлаждения «Райт» «Циклон» и АНТ-40ИС в 12-цилиндровыми моторами жидкостного охлаждения «Испано-Сюиза» HS 12Y. Второй вариант отличался крылом увеличенного размаха и площади, дабы избежать увеличения удельной нагрузки на крыло, вызванной установкой более тяжелых двигателей.
Разработка нового бомбардировщика и постройка опытных экземпляров велись довольно быстро. Испытания АНТ-40РЦ начались 7 октября 1934 г., 30 декабря был облетан АНТ-40ИС. Последняя машина показала гораздо более высокие летные данные, и именно её приняли к серийному производству. Соответствующее решение последовало уже 22 февраля 1935 г., несмотря на недоведенность вооружения, системы охлаждения двигателей, недостаточную продольную устойчивость и эффективность элеронов. До запуска в производство в проект АНТ-40 внесли ряд изменений, в частности, кардинально изменив профиль крыла. Серийные машины комплектовались моторами М-100 (и их более поздними модификациями) — лицензионным вариантом «Испано-Сюизы». Выпуск СБ на московском заводе №22 начался в феврале 1936 г. и продолжался до 1941 г. В 1937-1941 гг. самолет также строился заводом №125 в Иркутске. В общей сложности построен 6831 самолет (5695 — заводом №22 и 1136- №125).
Практически одновременно с поступлением на вооружение ВВС РККА, бомбардировщики СБ дебютировали в бою. Состоялось это в Испании, во время гражданской войны.
Самолеты СБ, выпускавшиеся в массовом количестве вплоть до конца 1940 г., к моменту нападения Германии на СССР составляли основу фронтовой бомбардировочной авиации ВВС РККА (на них приходилось 94% её состава). В июне 1941 г. на западной границе СССР находилось более 1500 СБ, сведенных в 24 СБАП и 4 разведывательных полка.
Вследствие массированных ударов Люфтваффе, за 22-23 июня было потеряно около 400 СБ, а на 30 июня на советско-германском фронте осталось только 875 СБ (из них 710 исправных). Тем не менее, отдельные части и соединения скоростных бомбардировщиков активно участвовали в боях с первых часов войны. Так, 40-й СБАП 22 июня бомбил Кенигсберг, Тоураген и Мемель, а 33-й СБАП из Белой Церкви нанес удар по немецким войскам в районе г. Сокаль. 30 июня СБ из состава ВВС Балтийского флота совместно с самолетами других типов нанесли серию ударов по переправам через Западную Двину, понеся при этом значительные потери. Активно действовали и флотские СБ — так, самолеты 40-го СБАП ВВС Черноморског флота 23-25 июня бомбили Констанцу, а 26 и 29 июня — румынские суда в районе Тульчи.
Ввиду больших потерь от вражеских истребителей 4 июля 1941 г. был введен запрет на использование СБ в дневное время большими группами без прикрытия истребителей. Однако обстановка на фронте часто вынуждала нарушать этот запрет. За три месяца боев практически все СБ приграничных округов были утрачены. По состоянию на 1 октября 1941 г. на фронте оставалось всего 130 самолетов этого типа (из них 83 исправных). Восполнение потерь осуществлялось за счет переброски частей из Средней Азии, Сибири и с Дальнего Востока. Свежие части направлялись, прежде всего, на московское направление как наиболее угрожаемое в указанный период. В частности, в октябре туда прибыли 1-й, 34-й и 459-й СБАП. Действуя южнее Москвы и применяя, наряду с бомбами, выливные приборы с зажигательной смесью, эти части смогли замедлить выдвижение немецкой 2-й танковой армии к Туле. Севернее Москвы в ноябре 1941 г. действовали СБ 46-й дивизии, прибывшей из Сибири. Но интенсивные бои быстро «перемалывали» даже свежие части — на 5 декабря 1941 г. на фронте оставалось только 111 СБ (68 исправных). На рубеже 1941/1942 гг. полки СБ почти полностью перешли к ночным действиям.
К летним боям 1942 г. за счет изъятия самолетов из запасных частей и школ количество СБ на фронте вновь увеличилось — на 1 мая 1942 г. оно составляло 171 единицу (126 исправных). С начала войны на СБ воевал 33-й СБАП, весной 1942 г. вошедший в состав 8-й ВА, действовавшей под Сталинградом. В мае 1942 г. полк был удостоен гвардейского звания и стал 10-м гв. БАП. Часть, располагавшая в среднем 10 исправными СБ, специализировалась в ночных ударах по немецким аэродромам.
В 1943 г. количество СБ вновь уменьшилось — на 1 июля на фронте находился 41 самолет такого типа (18 исправных); кроме того, несколько СБ сохраняла морская авиация на Балтике и Севере. Практически все машины были разбросаны по различным мелким частям. Например, в Курской битве в составе 2-й ВА участвовала 331-я ночная бомбардировочная АЭ, располагавшая к началу сражения 6 СБ (3 исправных). В последующие месяцы СБ с фронта практически исчезли, да и в школах лишь отдельные экземпляры дослужили до 1945 г.
Созданный в середине 30-х гг. самолет СБ был для своего времени отличным бомбардировщиком. Но к началу Великой отечественной войны, оставаясь самым массовым фронтовым бомбардировщиком, он уже перестал соответствовать требованиям. Прежде всего, его уже нельзя было считать скоростным — новые истребители противника с легкостью перехватывали СБ. Оборонительное вооружение также было откровенно слабым — особенно это касалось нижней установки, которую крайне трудно было использовать бортстрелку в зимнем обмундировании. В первые месяцы войны части, вооруженные СБ, понесли тяжелейшие потери. Тем не менее, на фронте эти самолеты встречались вплоть до середины 1943 г.
Метки: СБ