АЭРОДРОМ

КОЛЕЖМА

1941-

1944

    Photo of the day

    0

Из интервью Колесникова А.В. корреспонденту газеты «Днепр Вечерний» Константину Шруб

// Опубликовано: 6.05.2015 // Просмотров: 1349

8635b5fd6bc675033fb72e8a3ccc10a0kolesnikov_alekseyАлексей Колесников родился 17 марта 1921 года в селе Македоновка (ныне — Лутугинский район Луганской области Украины). Окончил школу-семилетку и аэроклуб. В 1938 году Колесников был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию, в 1940 году он окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов, а уже с сентября 1941 года был на фронте.

К ноябрю 1943 года старший лейтенант Алексей Колесников был лётчиком 118-й отдельной дальнеразведывательной эскадрильи 7-й воздушной армии Карельского фронта. К тому времени он совершил 168 боевых вылетов на воздушную разведку, аэрофотосъёмку важных вражеских объектов. Выполнил ряд особо важных разведывательных миссий.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» старший лейтенант Алексей Колесников был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» с номером 3129.

Всего же за время своего участия в боях Колесников совершил около 300 боевых вылетов. После окончания войны он продолжил службу в Советской Армии. В 1948 году Колесников окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. В 1960 году в звании подполковника он был уволен в запас. Проживал в Днепропетровске, до выхода на пенсию работал в конторе «Электромонтажснабсбыт».

Был также награждён двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды, украинским орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени, рядом медалей.

 

08_filatov_kolesnikov_a_v05

В 2013 году корреспондент газеты «Днепр Вечерний» Константин Шруб накануне святого для Алексея Васильевича праздника – Дня защитника Отечества (который он по-старому называет Днем Советской Армии) узнал подробнее из первых уст историю последнего днепропетровского Героя СССР. Мы приведем текст этого интервью полностью.

Алексей Васильевич действительно очень слаб, и беседуем мы с ним в промежутках между визитами врачебных бригад. Однако когда речь заходит о юности и военных событиях, его глаза светлеют, голос становится задорней… Он родился 17 марта 1921 года в крестьянской семье в небольшом селе Македоновка Луганской области, и с детских лет загорелся мечтой: подняться в небесную синь на такой же волшебной железной птице, которые иногда пролетали над их селом. Закончив семилетку, он рванул навстречу этой мечте в Ворошиловград – поступать в аэроклуб, после которого была военно-авиационная школа пилотов. Будущих летчиков обучали по ускоренной программе – в разгаре была финская война. Но когда Колесников примерил погоны лейтенанта, война с финнами уже закончилась, его направили в полк бомбардировщиков под Архангельск.

 

«В быту мне всего хватает. Но вот уже шесть лет я мучаюсь от обнаруженной в ноге меланомы. Эта опухоль периодически разрастается, кровоточит – и тогда приходится идти на очередную операцию. Я их уже 17 перенес, прошел 52 сеанса облучения. Врачи предлагали ампутацию ноги, но пока обходимся без этого. Но болячкой уже измучен до предела, хочется одного – выздороветь».

Начав войну в сентябре 41-го в составе 80-го бомбардировочного авиаполка, через год Колесников перешел в разведывательную авиацию Карельского фронта. Причем попал туда из-за летчицкого «хулиганства».

Начинал на разведку позиций врага летать на стареньком самолете СБ, но вскоре ему выделили новый штурмовик Пе-2, с которым Алексей Васильевич и прошел всю войну. На «петлякове» к бомбодержателям были прикреплены два мощных фотоаппарата, которые позволяли снимать позиции немцев с высоты до восьми километров. За годы войны он совершил 327 боевых вылетов. Бывали дни, в которые под огнем вражеских зениток за линию фронта приходилось вылетать по два-три раза. И каждый из этих вылетов мог оказаться последним. Мало того, что за разведчиками с особым рвением охотились истребители и зенитки. Большинство разведполетов осуществлялось ночью, в непогоду – чтобы больше было шансов прорваться к нужной цели и обратно.

«Ходили мы как-то на бомбометания, — вспоминает он, задорно сверкая взглядом. – Группа отбомбилась и возвращалась на свой аэродром. Я же заметил, что к линии фронта идет колонна немецких танков. Отстал от группы и пошел на штурм фашистов. Поутюжил их хорошенько, а когда вернулся домой, ко мне в ярости подлетел командир полка: «Как посмел нарушить приказ?!». В общем, приказал меня арестовать и не допускать к полетам. А тут как раз начали создавать разведывательную эскадрилью фронта. И кому-то «наверху» доложили, что, мол, есть такой отчаянный летчик Колесников, который не побоялся сам пойти на штурм танковой колонны немцев. Вместо ареста мне объявили благодарность и зачислили в авиаразведку Карельского фронта».

79714

За героическое выполнение боевых заданий Алексей Колесников был представлен к орденам Красной Звезды, Красного Знамени (дважды), трем орденам Отечественной войны. О присвоении звания Героя Советского Союза в феврале 1944 он вспоминает буднично и скромно:

«На севере вообще летать очень трудно, — говорит Алексей Васильевич. – Там очень сложный рельеф местности, часто бывает непогода. Взлетел всего на 50 метров – и уже попал в сплошной «кисель» облаков. Лупили по нам зенитки фашистов нещадно. С одного вылета привез 180 пробоин в самолете, несколько раз еле дотягивал до своих на одном моторе. А садиться на территории врага было смерти подобно. Ни один наш разведчик, совершивший такую вынужденную посадку, домой живым не вернулся».

После Победы Алексей Колесников продолжил службу в военной авиации на Дальнем Востоке. В 1960 году вышел в отставку в звании подполковника и вскоре переехал в Днепропетровск. Как оказалось, навсегда. А связал он свою жизнь с городом, ставшим для него родным, благодаря… рыбалке.

«Воздушных разведчиков к званию Героя представляли за сто успешных боевых вылетов. Когда я перевалил за этот рубеж, и меня представили… А получил звезду уже в апреле, когда у меня этих вылетов было 160. Наверное, в Карелии и всей Скандинавии уже не было уголка, который мы не сфотографировали. И с каждого такого вылета мой экипаж мог не вернуться…»

Только порыбачить в Днепропетровске, как с усмешкой признается Колесников, ему довелось считанные разы. Отправился он как-то рыбачить на свое любимое место на набережной возле Комсомольского острова. Наблюдая за поплавком, очнулся только от криков стоявших рядом рыбаков: «Берегись!». Повернул голову, а прямо на него несется… огромное колесо от грузового «МАЗа».

«Собрался я на пенсию и стал думать: остаться на Сахалине или податься куда? – вспоминает Герой. – Сели мы об этом думать с моей ненаглядной супругой Евгенией Федоровной. Я с ней, кстати, как познакомился на фронте в 41-м, так и прошел рука об руку всю жизнь. Она была медиком и провожала меня в первый полет, потом со скачущим от волнения сердцем все ждала, когда покажусь из-за горизонта. Прожили мы с ней в любви 68 лет, в 2009-м ее не стало… Так вот, наша дочка Алевтина уже подрастала. Мы и решили, что надо ехать в крупный город, где есть выбор среди вузов. Взял я карту Союза, и взгляд уперся в широкий Днепр. Вот, думаю, самый лучший выбор – Днепропетровск: и дочке будет где учиться, и мне – рыбачить. А рыбаком и охотником я на Сахалине был заядлым. У нас и своя постоянная компания летчиков была, которой каждые выходные отправлялись на охоту или рыбалку».

С нашим городом у Алексея Васильевича связано и еще одно огорчение. Тридцать лет назад из-за какого-то подонка он остался без Звезды Героя: возвращался при полном параде с одного торжественного мероприятия, а этот нелюдь, очевидно, следил за Колесниковым.

«Я даже отскочить не успел! Если бы не железный заборчик, громадное колесо размазало бы меня по асфальту, — признается Алексей Васильевич. – Оказывается, прямо за моей спиной произошла авария, у грузовика на полном ходу отвалилось это колесо. Было бы странно, совершив триста боевых вылетов, остаться живым, а погибнуть от куска железяки… С тех пор я на рыбалку – ни ногой. Лодка, удочки, снасти долго пылились дома, пока в прошлом году не отдал их зятю».

«Напали на меня сзади в подворотне у самого дома, — с горечью вспоминает он тот вечер. – Очнулся в луже крови: деньги, документы, ключи – на месте, а Звезды Героя на пиджаке нет. Так этого злодюгу и не нашли. Мне знакомые тотчас изготовили самодельную копию награды. А наградной отдел облисполкома направил ходатайство в Президиум Верховного Совета СССР о выдаче мне дубликата награды ввиду чрезвычайных обстоятельств. Ходатайство удовлетворили, дубликат прислали со специальной нарочной. Эта дама приносит мне награду прямо на рабочее место, и ничего понять не может: на лацкане пиджака у меня уже сияет золотая звезда. Пришлось ей объяснить всю эту историю».

За годы жизни в Днепропетровске судьба сводила Алексея Васильевича со множеством достойных людей.

«Я работал до 75 лет – в университете, горисполкоме, областном совете ветеранов, и везде у меня остались друзья, — вспоминает ветеран. – Но особенно я дорожу отношениями с ветеранами войны. Ох, как мало нас осталось! Моим близким другом был Герой Советского Союза Александр Николаевич Волохов. В последние годы в Днепропетровске нас, Героев Советского Союза, оставались всего двое. Как мы шутили, он нес вахту Героя на левом берегу города, я – на правом. Увы, совсем недавно его не стало. И тот факт, что я остался единственным жителем города с этим высочайшим званием, конечно, добавляет гордости и чувства ответственности. Еще бы здоровья к ним!»

 

Источник информации: http://www.sammler.ru/index.php?showtopic=153254

 

Колесников Алексей Васильевич скончался 15 апреля 2015 года.



Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *