АЭРОДРОМ

КОЛЕЖМА

1941-

1944

    Photo of the day

    0

История аэродрома

// Опубликовано: 3.05.2015 // Просмотров: 2105

BelousovТочная дата создания аэродрома неизвестна. Из материалов Википедии следует, что в декабре 1941 года на аэродром Колежма после больших потерь в самолетном парке был перебазирован, ранее находившийся на аэродроме Сегежского аэроузла, 65-й авиаполк, оснащенный самолетами И-15 бис. Там полк был перевооружен иностранными самолетами «Харрикейн» и приказом Наркома обороны СССР от 07.03.1942 года преобразован в 17 гвардейский штурмовой авиационный полк. При этом часть управленческого, летного и технического состава была передана 767 истребительному авиаполку. Оставшиеся самолеты И-15 бис были переданы во вновь формирующийся 828 штурмовой авиаполк. Командиром 65 авиаполка был Белоусов Владимир Игнатьевич, а его заместителем Краснолуцкий Митрофан Петрович, впоследствии командир 828 штурмового авиаполка.

KrasnolusxiiМногие интернет-источники указывают, что 828 штурмовой авиаполк был создан на аэродроме Подужемье, но материалы Музея Боевой Славы села Колежма, располагающегося в здании школы, и воспоминания ветеранов полка красноречиво говорят о том, что полк формировался все-таки на аэродроме Колежма. «Наш авиационный полк родился в суровые годы войны на Вашей священной земле, в дорогом нам поселке Колежма. В тяжелых условиях мы вместе с воинами Карельского фронта отстояли от врага Карелию и принимали самое активное участие в разгроме фашистских захватчиков на карельской земле. Мы очень хорошо помним и высоко всегда ценим труд жителей Колежмы в годы Великой Отечественной войны» (Из письма Комитета ветеранов 828 Свирского ордена Суворова штурмового авиационного полка). Датой создания полка считается 12 апреля 1942 года. Командиром полка был назначен М.П. Краснолуцкий, комиссаром Д.А. Полканов, техническим составом руководил Я.И. Бутаков. При формировании полк был оснащен самолетами И-16, И-153, И-15бис. К ноябрю 1942 года полк полностью оснащен самолетами ИЛ-2. Летчики полка вели боевые действия на всем протяжении Карельского фронта от Петрозаводска до Мурманска, производили штурмовку укреплений, аэродромов, скоплений техники и живой силы противника, эшелонов, судов на Ладожском и Онежском озере, осуществляли воздушное прикрытие важных стратегических объектов в т.ч. железной дороги. Позднее он участвовал в Свирско-Петрозаводской операции, за что и получил наименование Свирский. Полк участвовал в Петсамо-Киркенесской, Висло-Одерской, Восточно-Померанской операций, принимал участие в штурме Берлина. Летчики полка: Н.П. Кукушкин, З.А. Левицкий, Н.И. Коротков, Н.В. Боровков, П.А. Рубанов, П.А. Усачев, К.М. Котляревский, А.В. Тимошенко, В.В. Козлов, В.В. Дубогрызов, М. Макаров, И.П. Литвиненко, Н. Виноградов, Е. Мухин, П.Е. Кощеев, И.Ф. Ваганов, Е.А. Алферов, П. Атаманов, В. Данченко, В. Кузнецов, П. Казанский, Н. Кобяков, Прокофьев, В. Свиязов, Е. Розов, В. Семенов, Г. Сосновский и многие другие.

comand180 бомбардировочный авиционный полк был сформирован в октябре 1939 года, принимал участие в военной компании 1939-1940 года. На Карельском фронте с сентября 1941 года. Полк с начала войны и по май 1944 года базировался на аэродроме Колежма (воспоминания начальника штаба полка И.А. Корниенко, начальник штаба с марта 1942 года). Командиром полка был Стариков Георгий Петрович, замполитом полка Насонов Л.И. До Старикова Г.П. полком командовал майор Старичевский. Материальная часть полка состояла из самолетов СБ. В конце осени 1942 года полк был полностью укомплектован пикирующими бомбардировщиками ПЕ-2. Летный состав осуществлял бомбежку аэродромов противника, укрепрайонов, сосредоточения техники и живой силы. Участвовал в Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской операциях. За большой вклад при овладении Киркенессом получил наименование Киркенесский. Затем был перебазирован на аэродром под Ярославлем, где и встретил окончание войны. Впоследствии часть летного парка была передислоцирована на Дальний Восток для участия в военной компании против Японии. Летчики полка: Беленький, Гончаров, Романенко, старший лейтенант Земляков, капитан Попов В.А., Миронов, капитан Теленков, старший техник-лейтенант Волчок, капитан К. Петров, капитан Тишин, капитан П. Высоцкий, старший лейтенант Завгородцев, старший лейтенант Гусев; заместители командиров эскадрилей: Бурцев, Аквильянов; командиры звеньев и экипажей: Булдаков, Казьмин, Пастухов, Ляпин, Минеев, Шарликов, Афонин, Кулешов, Бердников, Евдокимов, Болдин, Нарышкин, Куликов, Макаров, Казачек, Мороз, Борок, Бабурский, Баранов; штурманы: Демидов, Мельников, Якушев, Таратайка, Борнан, Шумилов, Буленок, Холодов, Поломайчук, Самойлов, Маншилин, Коломиец и другие.

com80118 отдельная разведывальная авиационная эскадрилья была сформирована 24 июня 1941 года путем выделения эскадрильи из состава 311 разведывального авиационного полка. С 1 мая 1942 года командиром эскадрильи назначен Стариков Георгий Петрович, впоследствии командир 80 бомбардировочного авиаполка. Комиссаром эскадрильи был Стефаненко, начальником штаба Константинов К.П. 118 отдельная дальнеразведывательная авиационная эскадрилья была укомплектована самолетами СБ в разведывательном исполнении, а также иностранными самолетами Кертис-О52. Действовала в интересах Карельского фронта. Принимала участие в Свирско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской операциях. В эскадрильи воевали летчики: капитан Тихонько, старший техник-лейтенант Суханов, капитан Голованов, старший лейтенант Высоцкий П.И., старший лейтенант Болдырев; летчики: Сливка А.Р., Колесников, Дорофеев; штурманы: Козлов, Западинский, Турищев.



Метки: , , , , ,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *