АЭРОДРОМ

КОЛЕЖМА

1941-

1944

    Photo of the day

    IMG_0119.jpg

Аэродромы Карельского фронта

// Опубликовано: 16.06.2015 // Просмотров: 8574

Аэродромы Карельского фронта: Ваенга-1, Мурмаши, Шонгуй, Ура-Губа, Африканда, гидроаэродром губы Грязной, Ваенга-2, Кица, Мончегорск, Кильдин, Ваенга-3, Кировск, Оленья, Териберка, Иоканьга, Поной, Западная Лица, Кола, Арктика, Белое море, Лоухи-13, Боярская, Подужемье, Беломорск, Колежма, Сосновец (истребители), Летняя (195 ИАП), Верхний Идель, Сегежа, Сумеречи, Шпаловой, Кондоручей. Список аэродромов неполный и подлежит уточнению и корректировке. Авторы сайта будут признательны за любую информацию по данной тематике.Karta

Ближайший к фронту советский аэродром “Белое море” — полевого типа, построен в годы Великой Отечественной войны, расположен в 18 километрах от Кандалакши, на северо-западной оконечности Кандалакшского залива. Аэродром с одной стороны упирается в водные массивы, с другой стороны окружен заполярными сопками. Размеры аэродрома таковы, что взлет с него с полной бомбовой погрузкой могли произвести только летчики, имеющие хорошую подготовку.

Основным местом базирования советской авиации был полевой аэродром «Африканда», расположенный рядом с Кировской железной дорогой к востоку от одноимённого посёлка. Аэродром Африканда представлял собой грунтовую площадку на равнинном плато. Сегодня эта площадка заросла травой и кустарником, а современный аэродром расположен на другом месте -севернее посёлка.

Аэродром «Арктика», располагавшийся юго-западнее поселка Молочный — в развилке рек Кола и Тулома, впадавшие в Кольский залив примерно в 6 — 7 километрах от аэродрома.
Грунтовая взлётно-осадочная полоса длиною около 1000 метров, шириной 100 — 150 метров и общим направлением восток-запад ограничивалась с севера невысоким каменистым нагорьем, с востока — заболоченной низиной до реки Кола, с юга — неглубоким оврагом, с запада — низиной с редколесьем. Ввиду малого размера аэродрома немцы считали его ложным «платочком», а реально ложный, расположенный на заболоченном плато между р. Кола и высокой сопкой — основным действующим и иногда наносили по нему бомбовые удары. С северной стороны взлетно-посадочной полосы в капонирах размещались самолеты 768-го ИАП, а самолеты 767 ИАП — с южной стороны окраины ВПП.

В 1942 году в Беломорске был построен аэродром, где, впервые в мировой практике взлетно-посадочную полосу, рулежные дорожки и места стоянок самолетов строили на деревянном основании. Аэродром прослужил всю войну: самолеты перевозили военные грузы, раненых, доставляли донесения с других фронтов, держали связь с Москвой.

shongy1942Шонгуй – посёлок в Кольском районе Мурманской. Здесь в годы войны располагался аэродром «Шонгуй». На момент начала войны на аэродроме базировался 145 истребительный авиаполк. Полк имел в составе 56 самолётов И-116, летом 1941 полк получает самолёты МиГ-3 и ЛаГГ-3. В 1942-1943 годах на аэродроме базируется 19 гвардейский истребительный авиаполк, прикрывающий Мурманск и Кировскую железную дорогу. На территории поселка находится братская могила с 46 погибшими летчиками. В школе посёлка открыт Музей боевой славы, где хранятся уникальные фотографии и документы.

vaenga1Аэродром «Ваенга-1» был самым крупным аэродромом Северного флота. Ваенга-1 располагался севернее Мурманска на выходе из Кольского залива и представлял собой аэродром между сопками, тянувшимися по левую и правую стороны. С одной стороны взлетную полосу ограничивал залив, а с другой озеро. На нём размещались сразу несколько авиационных полков: 72-й Краснознаменный смешанный авиационный полк военно-воздушных сил Северного флота (в 1942-м году переименован во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк Северного флота), 24-й Краснознаменный минно-торпедный авиационный полк (с 1943-го года – 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк) и 118-й морской ближне-разведывательный авиационный полк военно-воздушных сил Северного флота (с 1943-го года – 118-й разведывательный авиационный Киркенесский Краснознаменный полк).



Метки:

8 комментариев(я) к статье “Аэродромы Карельского фронта”

  1. Павел:

    Подскажите,пожалуйста, где базировался в 1942 году 760 истребительный авиаполк?

    1. Юрий:

      Здравствуйте, Павел! С апреля 1942 года 760 ИАП входит в состав 26 Армии, сформированной из Кемской оперативной группы, и вероятно действует на Медвежьегорском направлении. В некоторых источниках указывается аэродром «Чупа» в других «Лоухи-13». Также говорится и о аэродроме «Белое море». Полк могли перебазировать на различные аэродроме в зависимости от оперативной обстановки. По всей видимости одна из основных задач полка — воздушное прикрытие Кировской железной дороги.

      1. Павел:

        Спасибо за информацию.

  2. Юлия:

    Подскажите,когда открылся аэродром в Ендогубе,исторя,оснащение

  3. Владимир:

    Здравствуйте.
    Подскажите пожалуйста по военному аэродрому в Кировске. Нигде нет информации и ссылок на источники

  4. Анатолий:

    Аэродром Сумеричи

  5. Анатолий:

    63.331858, 34.398670 Аэродром ВОВ Сумеричи. ВПП заросла(лесопосадка), через нее проходит ЛЭП. В леске каменные капониры.

  6. Анатолий:

    Сегежа. Поле боя было войной продолжения в 195 ИАП, на вооружении которого были «Томагавки», «Киттихоки», Р-39, «Харрикейны» и машины Миг-3 и Лагг-3. Финский фотографировал самолет при приближении к полю, поэтому пилоты часто говорили пеливану покинуть поле, а затем поспешить обратно.

Добавить комментарий для Владимир Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *