АЭРОДРОМ

КОЛЕЖМА

1941-

1944

    Photo of the day

    0

А.Огарков «Путь длиной 100 лет.» (О лётчике Павле Кощееве)

// Опубликовано: 3.05.2015 // Просмотров: 1763

Детство Павла Кощеева

KocheevО военных годах и подвиге бесстрашного летчика написано немало. Но о детских годах героя вы почти ничего не прочитаете. А жаль, ведь именно в детстве формируется личность, а потом всю жизнь проявляются плоды этого формирования. Я встретил человека, который, можно сказать, все знает о Павле Кошееве в детские годы — это Алексей Андреевич Широков. На основании его воспоминаний написана эта часть рассказа о герое.

Родился Павел в 1919 году в деревне Салтыки, по отцовской линии он приходится родственником знаменитого русского богатыря Гриши Кощеева. Отец от полученных ран на гражданской войне умер, когда мальчику едва исполнился год, мать, Анастасия Васильевна, имея за плечами всего один класс церковно-приходской школы, работала дояркой на молочно-товарной ферме, заведующей фермой, председателем сельсовета, возглавляла колхоз. В свое время за трудовые успехи была участницей ВДНХ. С первого и по десятый класс Павел учился только на «хорошо» и «отлично». Но вовсе не был похож на отличника, который только и сидит за учебниками. Напротив, на уроки у него всегда уходило мало времени. Порою никто не замечал, когда он их успевал делать, потому как принимал участие во всех детских играх, а когда немного подрос, активно помогал коммуне в полевых работах.

В 1930 году (это в 11 лет) он уже возглавлял бригаду школьников. Девочки из этой бригады пололи лен, ребята на лошадях возили копны, снопы для скирдования, а Павел, успевая следить за всеми, работал на косилке и жатке, которые были оборудованы на конной тяге.

Кто из руководства приедет в бригаду, в первую очередь идет к Павлу, он обстоятельно докладывал о ходе полевых дел. И на колхозном собрании его также отмечали за ударный труд, как и взрослых колхозников.

— Я всегда гордился тем, что именно мне пришлось этого паренька принимать в пионеры, — вспоминает А. А. Широков.

Сегодня по-разному можно относиться к прошлому, но лично мне кажется, что это большая ошибка, даже не ошибка, а проявление высшей степени невежества — охаивание искренних чувств и действий людей из самых добрых побуждений. Павел Кощеев с удовольствием носил пионерский галстук. Он охотно выпускал «боевые листки», участвовал в художественной самодеятельности. Вдобавок ко всему нужно отметить, что еще в детстве в нем было что-то такое, что отличало от всех остальных ребят, ставило на ступень выше. В 12-летнем возрасте, например, он уже прыгал с перил моста, высота которого была не менее десяти метров, в реку Коса. Кроме него из сверстников на такой дерзкий шаг никто не осмеливался. Немного позднее, когда колхоз получил первую автомашину, будучи еще учеником Косинской неполной средней школы, изучил технику, сдал на права водителя и в каникулы работал на ней.

Когда перешел учиться в зуевскую среднюю школу № 38, зимой, в любую погоду, даже в сильные морозы и метели, всегда добирался домой только на лыжах.

В школе Павел учился легко, с большим желанием и никогда не скрывал, что после десяти классов обязательно продолжит свое образование в вузе. Поэтому никто не удивился, узнав, что в 1938 году, после школы, он поступил на физико-математический факультет Пермского государственного университета.

— Мы все думали, что Павел не только успешно закончит вуз, мы были даже уверены в том, что он станет известным ученым, — говорит А. А. Широков, — настолько он серьезно относился к учебе, да и вообще к жизни. Глаза у него были запоминающиеся: глубокие, умные, серьезные.

Студент. Курсант. Бесстрашный воин

 В университете, как и в школе, Павел учился хорошо и занимался общественной работой — его избрали комсоргом факультета. Несмотря на это, у парня еще оставалось время на занятия в аэроклубе. Со временем, а точнее — через два года, увлечение победило (а может, он чувствовал, как и многие другие люди того времени, что воздух «пахнет» порохом, то есть приближается война). Это мы можем лишь предполагать, но так или иначе Кощеев в 1940 году поступил в Чкаловское авиационное училище, а несколько позднее был переведен в Сталинградскую военную школу пилотов. И вот наступили выпускные экзамены, в листке оценок у Павла только «отлично» и ему присваивается звание сержанта.

Кощеева направляют пилотом-в 16-й запасной истребительный авиационный полк, который находился вдалеке от линии фронта. Павел проводит ежедневные тренировочные полеты, отрабатывает виражи, изучает и на практике познает материальную часть самолета, одним из первых летчиков осваивает ИЛ-2. Но это не удовлетворяет его, он просится на фронт бить ненавистных врагов, один за другим пишет рапорты.

И вот в феврале 1943 года Павел Кощеев становится летчиком 828-го штурмового авиационного полка, активно участвует в боевых действиях на Карельском фронте. И вскоре, а если точнее — 31 августа 1943 года, ему присваивается воинское звание младшего лейтенанта.

И даже на фронте Кощеев остается верен себе, активно занимается общественной работой, знакомит личный состав с обстановкой на фронтах. Сослуживцы избрали его секретарем комсомольского бюро 3-й авиаэскадрильи.

Особенно активные боевые действия на Карельском фронте начались с июня 1944 года на реке Свирь под Ленинградом, недалеко от города Лодейное Поле.

Однажды, во время боевого задания, Кощеев обнаружил тщательно замаскированный склад противника. Он пролетел над ним — зенитки молчат, немцы не хотят себя обнаруживать. Тогда Павел спикировал. Фашисты не выдержали и открыли по самолету ураганный огонь, чем окончательно обнаружили себя. Отважный летчик сбросил в центр склада весь бомбовый запас. Огромный взрыв отбросил самолет Павла на несколько десятков метров, в самолете оказалось более 180 пробоин, и он был почти неуправляем. Будь Кощеев чуть менее опытным, гибель была бы неминуема. Но наш земляк показал блестящее мастерство, не только сумел довести самолет до аэродрома, он хладнокровно посадил штурмовик на одно колесо. Позднее стало известно, что был уничтожен фашистский склад особого назначения. И таких полетов было немало.

18 июля 1944 года командир полка майор Гончаров в представлении к награждению П. Кощеева писал: «После награждения орденом Красной Звезды тов. Кощеев произвел 20 успешных боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку живой силы и техники противника. За это время он взорвал склад с боеприпасами, уничтожил два и подавил огонь трех орудий зенитной артиллерии, взорвал 15 землянок, три дзота, разбил 7 автомашин и 9 повозок с военным имуществом, уничтожил 119 фашистских офицеров и солдат… Тов. Кощеев водил на боевые задания четыре раза четверку и два раза шестерку ИЛов, где показал умение руководить подразделением в бою, все боевые задания командования выполнял на «отлично».

Своим примером храбрости в бою завоевал боевой авторитет среди летного состава полка и воодушевлял своих товарищей на боевые подвиги».

Подвиг во имя будущего

 Приказом от 15 сентября 1944 года младший лейтенант Павел Кощеев награжден орденом Красного Знамени.

После этого состоялось еще представление ко второму ордену Красного Знамени. И был длинный перечень заслуг Павла Кощеева перед Отечеством. Рискуя жизнью, он регулярно наносил по неприятелю сокрушительные удары.

А домой посылал теплые, нежные письма. Старался особо не беспокоить мать. «…Мама, в моей жизни изменений не произошло, обстановка очень спокойная, так что обо мне беспокоиться не нужно… Наверно, скоро кончится война. В 1945 году она обязательно закончится.»

В октябре 1944 года перед группой летчиков-штурмовиков, в которую входил экипаж Кощеева со стрелком Иваном Вагановым из Вологодской области, была поставлена задача нанести сокрушительный удар по отступающему противнику, и тем самым ускорить продвижение наших войск на Запад. Условия полета были плохие.

Участник того боя, В. Дубогрызов, в своих воспоминаниях писал: «До немецкого края обороны полет проходил спокойно. Их самолет летел почти рядом с нашим, и я хорошо видел лица Павла и Ивана. Вдруг их машина как-то неестественно качнулась и провалилась сквозь облака»…

После попадания фашистского снаряда в самолет еще оставалось время экипажу выброситься с парашютами. Но они сделали по другому. Подбитый самолет, за штурвалом которого был Павел Егорович Кощеев, до последнего момента направлялся твердой рукой на скопление колонны немецких автомашин. Врезавшись в колонну, самолет вместе с боеприпасами взорвался, погибли отважные воины, сумев в последние мгновения своей жизни уничтожить еще десятки чужеземцев вместе с техникой.

Готовый в любую минуту отдать жизнь за Родину, Павел все таки не собирался умирать. Он хотел жить. В письмах домой он иногда выражал беспокойство за сохранность своих книг, учебников, просил обязательно сохранить их до его возвращения — он очень хотел продолжить учебу в университете.

«Жизнь — это миг между прошлым и будущим…» — поется в известной песне. Уж очень коротким оказался этот миг у выпускника зуевской средней школы №38 Павла Егоровича Кощеева.

В момент гибели ему было всего 25 лет.



Метки: , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *